PR (связи с общественностью) - это технологии создания и внедрения в условиях политической и общественно-экономической конкуренции образа объекта в ценностный ряд социальной группы.
Принципы организации работы отделов рекламы
Под разработкой рекламы понимается особый вид деятельности, который осуществляется в процессе взаимодействия ее участников, результатом которого является производство, исследование, продвижение рекламного продукта с целью создания имиджа, стимулирования потребительской деятельности, формирования общественного мнения.
Организация процесса разработки рекламы – особый вид деятельности, направленный на организацию целенаправленных мероприятий для оптимизации и совершенствования процесса разработки рекламы.
Организационная структура отдела рекламы отражает порядок взаимодействия и подчинения структурных единиц отдела.
Рекламный отдел обеспечивает среду, в которой для специалистов разного профиля и направления создается возможность взаимодействия друг с другом с целью создания эффективной рекламы. Однако при этом необходимо четкое разграничение области индивидуальной ответственности.
Рекламный отдел состоит из специалистов, отвечающих за определенные виды деятельности:
- Художественно-оформительская и дизайнерская работа;
- Подготовка текстов рекламных сообщений;
- Выбор, размещение, планирование рекламы в разных средствах распространения и различных средах.
Организация работы рекламного отдела может быть построена на следующих основаниях:
- По конечному потребителю, типу рынка. В этом случае сотрудники отдела рекламы специализируются на конкретном рынке или потребителях;
- На основе вида рекламы – реклама в прессе, реклама на ТВ, интернет-реклама, наружная реклама и т.д.;
- По брендам, товарным группам, товарам;
- По географическому признаку. В этом случае структура отдела рекламы совпадает со структурой отдела сбыта, продаж и ориентирована на определенные географические регионы, в которых осуществляется реклама и дистрибуция фирмы.
Крупные рекламные организации, которые выполняют большой перечень рекламных услуг, объединяют различных специалистов в определенные отделы. Такие организации могут иметь свою творческо-производственную базу либо использовать высококвалифицированных внештатных сотрудников. Чаще всего второй вариант используется в небольших отделах рекламы, имеющих многочисленную структуру подразделений.
Деятельность отдела как правило ориентирована на выполнение конкретной функции. В традиционной схеме сотрудники отдела рекламы делятся на три группы:
Административная группа. Обеспечивает управленческую деятельность, в том числе делопроизводство, бухгалтерию, работу с кадрами, юридическую службу, техническое и компьютерное обеспечение, хозяйственную службу.
Операционная группа. Сюда входят сотрудники нескольких типов:
- Первый тип – сервисная группа обслуживания клиентов (служба исполнения заказов).
- Второй тип – маркетинговая группа. Сотрудники этой группы отвечают за изучение рынка, медиасредств, СМИ. Сюда входят технические специалисты, эскперты-психологи, плановик.
- Третий тип сотрудников – творческая служба. Сюда входят авторы рекламных обращений, дизайнеры, художники и другие лица, занятые производством рекламы. Фактически, сотрудники этой группы создают основу рекламы.
- Четвертый тип сотрудников - производственная служба. Она занимается организацией, физическим изготовлением соответствующих видов рекламной продукции.
Наблюдательный совет. Он состоит из авторитетных людей агентства, чья задача – анализировать рекламные кампании, разработанные агентством.
Деятельность всех структур рекламного агентства направлена на достижение целей в области эффективного продвижения разработанной рекламной кампании.
Организация работы отдела связей с общественностью
В планирование работы PR-подразделения входит обязательная реализация следующих сегментов:
- Исследовательского (количественные и качественные методы сбора информации, проведение фокус-групп, составление баз данных целевой аудитории и целевых средств массовой информации, подготовка и предоставление отчетов);
- Аналитического (составление пресс-досье, мониторинг конкурентной, информационной, индустриальной среды, системный анализ работы организации, тематический пресс-клиппинг);
- Практического (расчет корпоративного PR-бюджета, создание корпоративных PR-программ и PR-планов).
Основная задача пресс-службы – информационное освещение работы организации путем налаживания эффективного взаимодействия со средствами массовой информации. Такое взаимодействие условно можно разделить на две части. В рамках первой части пресс-служба предоставляет информацию о работе организации в СМИ. В рамках второй части осуществляет мониторинг сообщений СМИ, затем оценку их эффективности и принимает меры, направленные на ее повышение.
Профессиональная деятельность отдела связей с общественностью осуществляется в определенных организационных формах, которые имеют свою структуру, специфические цели и задачи, набор специалистов, финансовое сопровождение и материально-техническое оснащение.
PR-подразделение может быть организовано как пресс-центр, пресс-служба, PR-отдел, информационный центр, отдел по связям с общественностью, отдел по медиа-маркетингу, включаться в состав группы рекламы и маркетинга. Структура PR-отдела может быть различной – от одного специалиста да нескольких подразделений. Масштаб и структура PR-подразделения зависит от нескольких факторов:
- Отрасль, в которой действует организация;
- Размер организации;
- Бюджет, который организация выделила для PR;
- Цели, задачи организации;
- Ценности, уровень развития, приоритеты общества.
Разработку PR-стратегии качественнее и оперативнее реализуют группы, небольшие по численности, поэтому часто применяется практика создания временных PR-групп. Основная задача PR-отдела – участие в формировании общекорпоративной тактики и стратегии, создание привлекательного имиджа, позитивной репутации организации.
PR-подразделение напрямую подчиняется высшему должностному лицу – директору, президенту и т.д. Фактическое руководство подразделением осуществляет руководитель отдела, который несет ответственность за принимаемые решения, формирует стратегические направления PR-политики, PR-работы. Следующее звено – менеджеры по различным направлениям: по внутрикорпоративному PR, по взаимодействию со СМИ, по взаимодействию с инвесторами и партнерами и т.д.
Такая структурная схема применяется многими организациями.