Определение таможенной проверки
Любые организации, которые участвуют в внешнеэкономической деятельности должны быть готовы к проверке со стороны не только налоговых органов, но и таможенной службы. Порою имеется необоснованное давление со стороны инспекций, в том числе это касается и таможенных органов, ни один участник бизнеса от этого не застрахован.
Под понятием таможенной проверки понимают совершение особых действий в отношении товаров, таких как:
- досмотр,
- проверка подлинности документов,
- контроль транспортного средства,
- контроль багажа и прочих видов товаров и транспортных средств, которые сопровождаются лицами, участвующие в официальных расследованиях.
Цель выездной таможенной проверки
Под целью таможенной выездной проверки понимают контроль и соблюдение участниками ВЭД требований Таможенного союза и законодательства стран-участниц
В соответствии со статьей 122 ТК проверка осуществляется в отношении следующих лиц и организаций:
- декларанта
- таможенного представителя
- перевозчика, в том числе таможенного перевозчика
- лица, которое наделено полномочиями на товар, после его выпуска,
- лица, которое осуществляет временное хранение товара,
- магазинов беспошлинной торговли и иные склады,
- уполномоченных экономических операторов,
- прочих лиц, которые участвовали в сделке с товарами, помещенными под таможенную процедуру
- лица, которое пользуется товаром, прошедшим таможенную процедуру перемещения товара через государственную границу с нарушениями.
Виды таможенных проверок
Законом не определены основания, по которым включают лица в плановую проверку. Таможенные проверки делятся на два типа: камеральную и выездную проверку. Во время камеральной проверки осуществляется проверка таможенных данных, указанных в декларации и прочих документах, предоставленных проверяемым лицом. Помимо всего прочего контролирующие органы проверяют сведения, предоставленные от стран – участниц ТС. Камеральную проверку проводят без посещения проверяемого лица и без акта о назначенной проверке. Данный вид проверки не ограничен в периодичности проведения.
Выездная таможенная проверка подразумевает посещение таможенными органами непосредственно проверяемого лица. Ее проводят на основании решения, форму которого определяют законодательно страны участницы ТС.
В соответствии со ст. 132 ТК выездную проверку можно осуществлять один раз в год. Перед выездной проверкой необходимо в обязательном порядке уведомить лицо, в отношении которого осуществляется проверка. На адрес проверяемого лица высылается уведомление с заказным письмом, что в дальнейшем подтвердит факт вручения.
Выездную проверку можно начать не раньше 15 календарных дней с момента вручения уведомления. Внеплановым проверкам не свойственно ограничение в периодичности проведения.
В ст. 132 ТК указаны основания для проверки:
- информация, полученная в результате анализа данных в базах таможенных органов, которая должна свидетельствовать о нарушении таможенного законодательства,
- заявление от лица, который хочет получить статус уполномоченного экономического оператора,
- встречная выездная проверка
- информация от компетентного органа, который сделал запрос на проверку лица, совершившего внешнеэкономическую сделку.
- прочие основания, которые предусмотрены законодательством участниц ТС
При проведении выездной проверки таможенные органы проверяют сведения, указанные в уведомлении об осуществлении проверки.
Помимо этого, органы проверяют:
- прошел ли товар факт таможенной процедуры,
- достоверны ли сведения, которые указаны в таможенной декларации и прочих документах, которые предоставили при декларировании товара,
- соблюдаются ли ограничения по использованию условно выпущенных товаров,
- соблюдаются ли требования, установленные законодательством в отношении деятельности в таможенном деле,
- соответствует ли лицо статусы уполномоченного представителя экономического оператора,
- соблюдение таможенных процедур, при которых товары не приобретают статус товаров Таможенного союза,
- соблюдаются ли иные требования, которые установлены ТК РФ
В соответствии со ст.122 ТК РФ, во время проверки таможенные органы сравнивают все необходимые данные, которые указали в документах, с данными бухгалтерского учета и прочими сведениями, которая предоставляется в установленном законом порядке.
Процедуры проверки, как выездной, так и камеральной схожи. Проверяемому лицу вручается уведомление о проверке. Сроки начала проверки совпадают с моментом вручения уведомления и не могут превышать двух месяцев. Иногда при крайних обстоятельствах срок проведения проверки могут увеличить до одного месяца. В этом случае к решению прилагают документы, подтверждающие факт его направления в адрес проверяемого лица. После проверки составляется акт в двух экземплярах, один подшивается к делу, второй через 5 дней отдают проверяемому лицу. Если в результате проверки были выявлены нарушения или прочие административные правонарушения проверка непосредственных объектов завершается. При этом составляют акт в установленном порядке в части непосредственных объектов правонарушения. При этом проверка по другим объектам продолжается.
Достаточно часто участникам ВЭД приходится сталкиваться с противозаконными действиями таможенных органов. При данных действиях зачастую приходится прибегать к практической юридической помощи. Достаточно часто приходится обжаловать вынесенные решения в суде. Предприниматели обращаются к юристам. Однако государство старается бороться с противоправными действиями таможенных органов. Для контролирующих органов предусмотрена уголовная и административная ответственность. Помимо всего прочего существует горячая линия для лиц, в отношении которых было совершено правонарушение.