История таможенного комитета Белоруссии
В 1991 году Государственный таможенный комитет (ГТК) СССР был преобразован в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Ему подчинялись таможенные органы СССР, которые существовали на территории республики, в результате чего была создана структура, которая включала в себя ГТК и таможню. В 1993 году ГТК подчинялось 20 таможен. Помимо этого, ГТК подчиняется УО «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенные органов Республики Беларусь» и РУП «Белтаможсервис».
В этом же году приняли Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе». С 1995 года проводилась работа, направленная на унификацию таможенного законодательства Белоруссии и России в отношении Таможенного союза. В 2007 году выпустили обновленную редакцию Таможенного кодекса. В новой редакции учли все нюансы внешнеторговых отношений Всемирной таможенной организации.
На основании вышесказанного можно сформировать определение государственного таможенного комитета.
Под государственным таможенным комитетом Республики Беларусь понимают республиканский орган государственной власти, который формирует государственную таможенную политику по регулированию и управлению таможенного дела, осуществляемую в координации с деятельностью иных республиканских органов, помимо этого ГТК выступает в качестве правоохранительного органа
Задачи таможенного комитета Белоруссии
Под задачами таможенного комитета понимают:
- организацию таможенного контроля
- борьбу с контрабандой и прочими административными правонарушениями,
- развитие таможенной инфраструктуры,
- анализ и работу таможенной статистики и информационных технологий,
- кадровую и идеологическую работу,
- финансово-экономическое управление,
- тарифное и правовое регулирование и таможенные платежи,
- работу собственной безопасности,
- посттаможенный контроль,
- работу контрольно-ревизионного отдела,
- организационно-аналитическое управление,
- защиту гостайны.
Структура таможенного комитета
Государственный таможенный комитет является центральным органом, который координирует и направляет деятельность всех таможенных служб республики. Возглавляет данный орган Председатель, который назначается на должность и снимается с поста решением Верховного Совета Республики Беларусь. По итогам референдума 1996 года Верховный Совет был упразднён, а его полномочия были поделены между Президентом РБ и двухпалатным Национальным Собранием РБ. Председатель таможенного комитета берет на себя всю ответственность в отношении реализации возложенных на Комитет задач и функций.
Государственным таможенным комитетом образуется коллегия, которая возглавляется Председателем, в состав данной коллегии помимо председателя входят заместители и другие руководящие работники таможенной системы.
На сегодняшний день структура ГТК Республики Беларусь, следующая: самостоятельный отдел, одна группа и 11 управлений.
Государственному таможенному комитету помимо вышеперечисленной структуры подчиняются таможни, за которыми закреплена функция таможенного контроля в закрепленной за ними территории. Зоны контроля образуют области (Гомельская, Пинская, Полоцкая, Брестсткая, Витебская, Могилевская, Ошмянская, Мозырская), помимо этого, отдельную единцу составляет Минская региональная таможня.
Структура ГТК образует единую структуру таможенных органов Республики Беларусь. Если рассматривать общий вид данной структуры, то можно увидеть некую общность, которая сформирована функциональными самостоятельными звеньями, выполняющими единые цели и задачи, в том числе задачи от вышестоящих звеньев в структуре органов власти. Для каждого звена отведена своя уникальная роль, которая соответствует месту и положению органа власти в структуре ГТК. Каждое звено выполняет ряд функций, возложенные государством на таможенные органы. Если рассматривать данную структуру более детально, то она состоит из следующих звеньев:
- Государственный таможенный комитет (ГТК),
- таможенные областные управления,
- таможни,
- посты
Данная структура закреплена законодательно и отражается в Таможенном кодексе Республики Белоруссия. Таможенный кодекс отсылается на данную структуру и содержит более детальную информацию.
Все взаимоотношения в данной системе отдельных звеньев происходят согласно принципу централизации и децентрализации.
Под централизацией понимают строгую иерархическую подчиненность и контроль нижестоящих органов системы высшими.
Под децентрализацией понимают наличие у таможенного органа определенной компетенции в осуществлении таможенной работы на подведомственных территориях. Это сочетается с единым централизованным руководством. при этом у нижестоящих таможенных органов возникает ответственность за все возложенные на них функции. Возложенные функции должны выполняться в соответствии с правовой основой.
Современный ГТК выбрал одно из приоритетных направлений для дальнейшего перспективного развития Республики. В цели данного направления входит международное сотрудничество и интеграция всех процессов, которые распространяются на территорию постсоветского пространства и на мировое пространство в целом. Однако, несмотря на отлаженный механизм работы ГТК, все еще остаются востребованными вопросы разработки нормативно-правовых документов. Это касается области права, международной безопасности, вопросы экологического характера и экономики. Данные аспекты необходимо максимально унифицировать. Государственном таможенному комитету принадлежит важнейшая роль в формировании международного сотрудничества. Поэтому необходим тщательный анализ работы данного комитета, для выявления недостатков и их дальнейшего устранения.