Римское право – правовая система существовавшая на территории Римского государства, и оказавшее влияние на последующие системы права, в том числе и Новейшего времени.
Римское право содержит ряд основных принципов, на которых оно и построено.
Это принципы развития, единения, свободы и гармонии. Рассмотрим их.
Принцип развития
Принцип развития права и правовой системы, которое не останавливается и продолжает развиваться является также и принципом применения римского права. Данный принцип считается как основное правило всей системы рассматриваемого нами римского права.
Что, имели в виду под принципом развития римские юристы?
Они видели смысл существования права в спокойном и сбалансированном развитии общества и государства, что бы взаимоотношения их были гармоничными. При этом, главным действующим лицом считался римлянин, его права, под интерес гражданина Рима и должно было подстраиваться государство.
Такое понимание функций права вело к постоянной практике толкования и интерпретации созданных правовых норм.
В результате одним из проявлений римского права стала его прецендентность, как реакции на применение правовых норм в зависимости от случая, казуса, произошедшего в жизни римлянина. В результате истинным смыслом права стало принятие справедливого и честного решения, в каком либо случае, что влекло толкование нормы права, в том ключе, в каком это было нужно, несмотря на логические противоречия.
А поскольку жизнь неисчерпаема на всевозможные казусы и преценденты, то и развитие римского права остановить невозможно. Это приводит к ситуации, когда норма становится общепринятым правом, когда полностью удовлетворяет интересы гражданина.
Отметим также следующий момент. Римские юристы также считали, что право кроме удовлетворения интересов человека, должно также служить и духовному его развитию. Это было связано с соединением правовых и религиозных сакральных представлений и практик древних римлян.
Следующей особенностью принципа развития, является, то, что он мог выступать основой всего применения права в римской жизни.
Такое применение права было выражено в развитии у римского гражданина его материального положения и духовного роста.
Таким образом, римские юристы, пользуясь принципом хозяйственной пользы, принимали во внимание не только то, что является верным, справедливым, а что нет, но и то, что будет полезным римлянину как человеку и гражданину.
Связанным с принципом правоприменения, является принцип соглашения как главной возможности достичь единства всех жителей римской общины.
Римский юрист Ульпиан пишет, что претор обязуется охранять и беречь такое соглашение, которое не нарушение ни ранее принятых постановлений и ни содержит угрозы для стабильности и безопасности Рима.
Принцип свободы
Принцип свобод в римском праве означал то, что любой свободный гражданин Рима мог совершать любое действие, которое бы ни противоречило бы установленным правовым нормам и традициям.
В тоже время римские юристы четко разграничивали свободу действий гражданина направленных на пользу, как самому человеку, так и общине и городу, с проявлениями эгоистичными и антисоциальными человеческой сущности.
С целью ограничения деструктивных проявлений человеческого характера были введены в римскую юриспруденцию такие понятия как «добрая совесть», основанный на праве «естественный интерес» и категория «вины». Все эти понятия рассматривались римскими юристами как часть естественного хода развития права, естественного разума.
Римской юридической мыслью четко разделялась свобода социально полезных проявлений личности, и наоборот, свобода эгоистических и антисоциальных проявлений. Такое понимание идеи свободы находило свое выражение в необходимости некоторых, порой весьма серьезных, ограничений личности, наличие которых и есть основная предпосылка качественной реализации субъективных прав участников имущественного оборота.
Таким образом, римские юристы понимали под принципом свободы своего рода определённый баланс между интересами различных субъектов основанных на применении установленных правовых норм. При этом отступление и нарушение установленных римскими властями законов является преступлением и соответственно карается законом Рима.
Принцип гармонии
Согласно достижениям римской юридической мысли под гармонией полагалось стремление к воплощению адекватности и справедливости в применении правовых норм в регулировании отношений имущественного и личного характера. Таким образом, под гармонией имелось в виду стремление к достижению истины и справедливости, как строгого целесообразного критерия в применении норм права.
Согласно данному принципу приоритетом перед правами индивида являются интересы римского общества и государства. В тоже время человек может совершать, то, что не запрещено законодательством Рима, и тем самым соблюсти уже собственные интересы.
Принцип единения
Под принципом единения понималось организация римской правовой системы таким способом, что бы гарантировать стабильность и жизнеспособность римского общества.
Отметим, что такой принцип предусматривал, с целью укрепления общины перед внутренними и внешними опасностями, с одной стороны некий минимум единства общества, а с другой некий минимум разъединения индивидуумов друг от друга и от остального общества.
В роли такого средства единения и разъединения интересов в правовой системе Рима выступали контракты, обязательства, пакты, мировые соглашения и т. д.
Итак, римское право имело в своем составе как минимум четыре основных принципа. Это принципы:
- развития,
- единения,
- свободы,
- гармонии.
Данные принципы стали детищем всего общего развития римской цивилизации и римского права.
Наследие этой цивилизации осталось в том числе и в виде правовой систем сложившейся уже после падения Римской империи, в период Средних веков, и особенно в период Нового и Новейшего времени.