Понятие закладничества
Закладничество являлось распространенной в период Киевской Руси разновидностью соглашения о займе меж кредитором и заемщиком, в котором в форме залога (т. е. того, что должно являться обеспечением долга) фигурировала личность самого заемщика.
Заемщики, на условиях закладничества получавшие кредит, признавались заложниками и на конкретный срок становились личностно-зависимыми от кредитора. Условием высвобождения от этой зависимости являлась отработка или возврат долга кредитору заемщиком. Социальный статус заложников был приравнен к социальному статусу зависимых групп населения.
Сущность закладничества
Установление сущности закладничества и его значения считается заслугой российского историка Н. П. Павлова-Сильванского. В большинстве своем историки и историки права России полагали, что в базисе данного института лежит вещественный залог. Павлов-Сильванский доказал, что отношения закладничества образуются из коммендации и имеют своим последствием патронат над людьми, вошедшими в охранные отношения.
Привлекая новейший материал для изучения данного разряда древнерусского населения, Павлов-Сильванский с полнейшей убедительностью доказал, что как в 13 веке, так и в 17 веке закладничество, являясь коммендацией, влекло за собой устранение зависимости от государственной власти.
Как монастырский, боярский либо церковный человек, закладчик выходил из-под ведомства государственной власти, высвобождался от уплаты тягла и от общей административной и судебной зависимости. Обратной стороной выхода из-под зависимости от государственной власти являлось подчинение закладчиков собственному господину — земельному владельцу либо патрону.
Закладчиками обычно становилось обедневшее крестьянское население. Любой закладчик обладал небольшим хозяйством, земельным участком, но из-за того, что у него не было тягловой скотины, посевного материала или инвентаря он не мог нормально вести хозяйственную деятельность. В данных условиях образовывалась нужда закладывать собственную землю феодалу, чтобы получить от него соответственную помощь, то есть такой крестьянин угождал в кабальную зависимость. За эту помощь закладчик обязан был исполнять разнообразные повинности. Проходило 5-10 лет, бывший свободный закладчик обращался в феодально-зависимого крестьянина, а его земли и двор отходили в собственность землевладельца. Он теперь становится подсоседком собственного феодала.
Первое упоминание о закладничестве
Первым упоминанием о закладничестве считается текст, содержащийся в договорной грамоте от 1265 года, по ней князь тверской Ярослав Ярославич обещал Великому Новгороду не брать в дальнейшем заложников в новгородских волостях и обязался за себя, за собственную княгиню, дворян и бояр.
Если же базироваться на текстах договоров периода 1265 — 1270 годов, считая их материалом для рассуждения об институте закладничества до татарского периода, то бесспорным является факт его развития и бытового распространения в данный период.
Закладничество целых сел значило, что в итоге происходил переход целого хозяйственного комплекса села в состав имения феодалов. Земля начинала принадлежать патрону, а крестьяне обращались в феодально-зависимых.
Закладни
Закладни (они же: закладчики, закладники, закладные люди) были типичным явлением нашей древности. Они существовали и в Великом Новгороде 13 века и в Московском государстве 17 века. озарили ярким светом общественный быт нашей старой государственности.
Тем не менее литературные памятники того времени сообщают о закладниках совсем немного; свидетельства о них очень скудные. В тестах той поры нет определения правового положения закладня, в них содержится мало указаний даже на род занятий людей данного типа. Это можно объяснить только тем, что закладень для людей, живших в период с 13 по 17 век, был настолько ясным и известным понятием, что они не считали нужным объяснять, что же это такое.
Все памятники, начиная от13 века и до конца 17, применяют это не совсем ясное для нас выражение при одних обстоятельствах и при тех же условиях. Они гласят о закладнях как о запрещенном явлении:
- закладней быть не должно, никто не должен их держать;
- у кого они есть, тот должен их выпустить, и они должны вернуться на прежнее место собственного жительства.
Запрещение принимать закладников находится и в самой древней из дошедших до нас договорной грамоте тверского князя Ярослава с Новгородом от 1265 года и это же запрещение содержится в наказе окольничему князю Львову, от 1697 года.
Причина этих запрещений была одна и та же, что в 13 веке в Новгороде, в конце 17-го в государстве Московском. Закладни выходили из тягла, начали жить под людьми различных чинов, переставали уплачивать подати; вот в чем причина. Они должны были нести повинности, а потому должны возвращаться к своему тяглу, в собственный потуг.
Москва 17 века жаловалась на те же самые неудобства, на которые Великий Новгород обращал внимание еще в 13 веке. Москва незадолго до реформаторства Петра Великого столкнулась с той же проблемой, от какой страдал и Новгород на заре истории нашего государства российского. Век 13-ый имел черты сходства с 17-ым, у них существовала одна и та же забота, и это после того, как государи московские переделали старую Русь на новую, Московскую Русь.
Правительство, которое было чрезвычайно обеспокоено снижением доходов в связи с сокращением количества тяглецов, по Судебнику 1550 запрещало торговым людям "закладываться" за монастыри, а в 1584 появился запрет на прием закладников и светским феодалам.
Запрещено было не любое закладничество, а только, когда, "закладываясь", человек мог попытаться избежать тягла. Но данные распоряжения часто подвергались нарушениям. В ноябре 1648 указом Царя постановлялось, что все закладники теперь объявлены "за великим государем, в тягле" и "закладываться" за кем-либо иным с этого момента им запрещается. Итоговым запретом закладничества стало Соборное уложение 1649 года, но на практике оно исчезло только в начале 18 века.