Понятие и общая характеристика юрисдикции Организации Объединенных Наций (ООН)
Организация объединенных наций в настоящее время выступает ключевой международной организацией, созданной для поддержания и укрепления международного мира и безопасности человечества, а также для обеспечения развития эффективного и взаимоуважительного сотрудничества между суверенными государствами.
При этом следует обратить внимание на то, что ООН в настоящее время характеризуется не только особым значением в деле обеспечения общемировой безопасности, но и наличием уникальной легитимности и юрисдикции, как в части принятия обязательных для стран-участниц надгосударственных актов, так и в части непосредственного рассмотрения и разрешения множества спорных ситуаций.
Центральное место в обозначенной деятельности отведено Генеральной Ассамблее ООН, на базе которой происходит основная часть совещательной и директивной деятельности.
Так, например, именно Генеральной Ассамблеей ООН совместно с Советом Безопасности избираются члены Международного Суда ООН – важнейшего надгосударственного юрисдикционного органа, подробная характеристика которого будет приведена ниже.
Останавливаясь подробнее на нормотворческой составляющей юрисдикции ООН следует обратить внимание на деятельность специальной созданной Комиссии международного права, деятельность которой в лице ее непосредственных членов, преследует цель обеспечения прогрессивного развития международного права и кодификации его источников. При этом соответствующие направления деятельности ООН в области нормотворческой юрисдикции могут быть охарактеризованы следующим образом:
- Кодификация международного права предполагает составление сводных документов (например, проектов международных Конвенций ООН), в сфере урегулирования вопросов, в отношении которых в настоящее время уже существует определенное надгосударственное регулирование. Иными словами, деятельности Комиссии международного права в обозначенной области связывается в большей степени со систематизацией уже существующих норм, и в меньшей – с созданием новых;
- Прогрессивное развитие как второе основное направление деятельности Комиссии международного права, в свою очередь, предполагает формулирование новых норм международного права, посредством изучения и развития текущих тенденций развития надгосударственных отношений и политических пожелание стран-участниц ООН, которые аккумулируются в рамках проведения сессий Генеральной Ассамблеи ООН, а также и в других форматах межгосударственного взаимодействия.
При этом следует отметить, что обозначенное разграничение направлений деятельности Комиссии ООН по международному праву, как органа, призванного реализовывать правотворческую юрисдикцию Организации Объединенных Наций, в большей степени носит теоретический характер, так как на практике, большинство документов, исходящих от комиссии, сочетают в себе элементы кодификации и принятия новых правил (прогрессивного развития международного права).
Международный суд ООН как субъект надгосударственной юрисдикции
Как было отмечено выше, одним из ключевых юрисдикционных органов Организации Объединенных Наций, призванным обеспечивать рассмотрение и разрешение надгосударственных юридических конфликтов, выступает Международный суд ООН.
Международный суд ООН – элемент внутренней структуры Организации Объединенных Наций, целью формирования которого выступает обеспечение мирными средствами, с опорой на принципы справедливости и действующего международного права, рассмотрения и разрешения международных споров, а равно иных ситуаций, способных привести к нарушению мира.
Собственно юрисдикция Международного суда отличается определенной степенью двойственности, поскольку она одновременно связывается с разрешением спорных дел и вынесением консультативных решений, о чем подробнее будет сказано ниже.
Так, юрисдикция Международного суда ООН по вынесению консультативных заключений в наиболее общем виде определена в п.1 ст. 96 Устава ООН, и заключается в праве вынесения консультативных решений по любому юридическому вопросу, в случае поступления запроса о его необходимости со стороны Генеральной Ассамблеи ООН или Совета Безопасности ООН.
Более того, право запроса консультативных заключений, в силу прямого указания Генеральной Ассамблеи может быть предоставлено и другим органам ООН или специализированным учреждениям, в пределах их сферы деятельности.
Юрисдикция Международного суда ООН по спорным делам
Как было отмечено выше, неотъемлемым элементом юрисдикции ООН, реализуемой в деятельности Международного суда, выступает рассмотрение и разрешение спорных дел. Важным началом в обозначенной сфере выступает то, что рассмотрение дела со стороны Международного суда допускается только в том случае, если спорящие государства дали свое согласие на соответствующую передачу спора.
При этом обозначенное согласие может быть выражено посредством:
- Специального соглашения, заключаемого государствами в связи с достижением взаимной договоренности о передаче спора Международному суду ООН;
- Статьи в международному договоре (юрисдикционные статьи), включаемые в содержание международных соглашений для целей предварительного признания юрисдикции Международного суда, при ситуации возникновения спора;
- Одностороннее заявление государства-участника Статуса Суда о признании юридически обязательной в отношении любого другого государства, воспринявшего на себя аналогичное обязательство.
Решения Международного суда ООН, выносимые в процессе осуществления соответствующей юрисдикционной деятельности по рассмотрению и разрешению надгосударственных споров, обязательны для исполнения только государствами-сторонами спорного правоотношения, и только в его пределах.