Понятие и общая характеристика таможенной юрисдикции
Публичные интересы государства на практике реализуются в деятельности целой совокупности разнообразных органов и должностных лиц, функционирующих в различных сферах, в пределах законодательно установленной компетенции. Одной из таких сфер государственно-властной деятельности, представленной соответствующей системой органов, наделенных, в том числе, юрисдикционными полномочиями выступает таможня.
Таможенные органы – органы государственной власти, уполномоченные на обеспечение порядка перемещения товаров, транспортных средств, и иных объектов через таможенную границу, и сопровождающие соответствующее перемещение производством таможенных процедур, таможенного оформления и контроля, а также взиманием таможенных платежей.
В Российской Федерации полномочиями по осуществлению таможенных операций наделена Федеральная таможенная служба, функции которой определяются международными договорами, а также внутренним таможенным, валютных, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.
При этом следует обратить внимание, что система таможенных органов является строго централизованной, строится на началах подчинения каждого нижестоящего таможенного органа вышестоящему, и представлена в настоящее время Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, региональными и местными таможенными управлениями, а также таможенными постами.
Одной из особенностей таможенной юрисдикции выступает ее распространение не только на территорию государства, но и в не меньшей степени на сферу международно-правового взаимодействия государств, о чем подробнее будет сказано ниже.
Международная таможенная юрисдикция
Как было отмечено выше, значительная часть юрисдикционных полномочий таможенных органов связана с межгосударственным взаимодействием, в том числе, в морских пространствах. При этом соответствующая таможенная юрисдикция значительно дифференцируется в зависимости от того, о каком типе морского пространства идет речь, поскольку объем содержания таможенной юрисдикции морских пространств закономерно уменьшается по мере территориального продвижения от внутренних морских вод, в которых таможенная юрисдикция прибрежного государства максимальна, к открытому морю, на территорию которого, в соответствии с действующими источниками международно-правового регулирования не распространяется юрисдикция ни одного государства.
Иными словами, в пределах собственной территории, государство осуществляется так называемое территориальное верховенство, выступающее неотъемлемым элементом и условием обеспечения государственного суверенитета. При этом обозначенное верховенство в части юрисдикции включает в себя проявления законодательной, исполнительной и судебной власти в полном объеме на всей территории страны. В свою очередь, за пределами государственной границы, рассматриваемая юрисдикция (экстерриториальная юрисдикция) носит строго целевой и ограниченный по объему характер.
Применительно к содержанию международной таможенной юрисдикции Российской Федерации следует обратить внимание, что ее составляют:
- Исключительное право РФ осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере таможенного дела. Притом обозначенное регулирование может осуществляться как на уровне законодательных актов (принятие которых, в соответствии с нормой ст. 71 Конституции РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации), так и на уровне подзаконного нормотворчества, а именно – в актах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства, и т.д.;
- Исключительное право РФ по наделению функциями в сфере реализации таможенного дела в РФ конкретных органов государственной власти;
- Общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления таможенного дела, а именно – те из них, которые связаны с установлением порядка и правил перемещения морских судов, перевозкой грузов через государственную границу РФ, осуществлением таможенного оформления и контроля перемещаемых морских судов и грузов, применением таможенных режимов, и т.д.
Административная юрисдикция таможенных органов
Продолжая характеристику юрисдикции таможенных органов представляется целесообразным обратить внимание на то, что одним из ее направлений, традиционно выделяемых в национальном законодательстве и юридической доктрине выступает административная юрисдикция – то есть право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере, и привлекать виновных лиц к установленным видам юридической ответственности.
В наиболее общем виде можно говорить о том, что административная юрисдикция таможенных органов представляет собой вид урегулированной положениями административного права государственно-властной деятельности, по выявлению и пресечению общественно вредных деяний в соответствующей сфере, а также по привлечению к юридической ответственности лиц, виновных в их совершении.
При этом следует отметить, что правонарушения в области таможенного дела и нарушения таможенных правил составляют самостоятельный элемент содержания действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках которого устанавливается виновность и наказуемость административных деликтов. Кроме того, положениями КоАП РФ детализируется круг субъектов, уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушений, к числу которых, в настоящее время относятся: должностные лица центрального аппарата Федеральной таможенной службы, включая начальников управлений, отделов и их заместителей, должностные лица региональных таможенных управлений, а также должностные лица таможенных постов и таможен.