Сущность понятия «правовое государство»
Правовое государство — это такая организация государственной власти, при которой граждане и государство связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве Конституции, демократических законов и равенстве всех перед законом.
В правовом государстве взаимоотношения между государством и каждым конкретным человеком строятся на строгих основах права и исключают взаимный произвол. И. Кант определял правовое государство как объединение людей, подчиненных единым правовым законам.
В идее правового государства выделяют два основных элемента:
- свобода человека, обеспечение его прав;
- ограничение государственной власти правовыми нормами.
Правовое государство — наиболее эффективный способ управления и организации общества.
Принципы правового государства:
- приоритет права — рассмотрение любых вопросов общественной жизни с позиций права, Конституция должна отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах и свободах человека, гражданина, быть принятой легитимным органом государственной власти;
- верховенство закона — любые нормативно-правовые акты должны соответствовать закону, а законы — Конституции;
- взаимная ответственность государства и личности;
- приоритет прав, свобод человека;
- правовое разграничение деятельности разных ветвей власти.
Россия как правовое государство
В соответствии с Конституцией (ст. 1) Россия провозглашена правовым государством. РФ признает верховенство права и закона в государственной и общественной жизни социума.
В правовой системе РФ верховным правовым актом является Конституция, обладающая высшей юридической силой и прямым действием, применяется на всей территории страны. Ни один из законов или нормативно-правовых актов не должен противоречить Основному закону (ч. 1 ст. 15).
Важный показатель правового государства — равенство всех перед законами, что гарантировано ст. 19 Конституции РФ.
Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод гражданина и человека независимо от расы, пола, национальности, происхождения, языка, должностного или имущественного положения, отношения к религии, религиозных предпочтений и убеждений, места жительства, принадлежности к партии или общественным объединениям. Запрещены любые формы ограничения прав по признакам расовой, социальной, национальной, религиозной или языковой принадлежности. В России и мужчины, и женщины имеют равные права, свободы, возможности для их реализации.
Нормативно-правовые акты, имеющие отношение к правам, свобода и обязанностям человека и гражданина, не могут применяться, если не были официально опубликованы для всеобщей информированности. Человек, имея возможность в полной мере и своевременно ознакомиться со своим правовым статусом, его изменением, обеспечивает себе защиту от произвола правоприменителя.
Россия признает составным структурным элементом своей правовой системы общепризнанные нормы и принципы международного права, соответствующие международные договоры РФ. Современная Россия характеризуется наличием целостной системы законодательства, охватывающей, главным образом, наиболее важные сферы общественной и государственной жизни. Признание РФ правовым государством требует преодоления поверхностного отношения к праву, особенно во время реформирования государства и общества. Утверждение легитимности и демократии, борьба с устаревшими нормами должны происходить с соблюдением процедур, установленных законотворчеством.
Верховенство закона и права не говорит о его всесилии. Правовое государство, в содержательном смысле, функционирует в постоянном ритме развития и обновления законодательства. Особенно активно эти процессы наблюдаются у государств, стоящих на пути реформирования. Правовое обновление позволяет сформировать новый демократический режим, способствовать свободному развитию общества и государства.
Проблемы реализации принципов правового государства в России в конце XX – начале XXI вв.
Конец XX – начало XXI вв. характеризуются непростым периодом строительства в России нового правового государства. Переломным моментом можно считать принятие Конституции 1993 года.
Была проведена приватизация государственной собственности, которую большинство правоведов называют незаконной и несправедливой. Переход государственной собственности в частные руки не только не решил назревших проблем, но и во многом усугубил положение в ряду важнейших государственных направлений — энергетическая, транспортная, оборонно-космическая, сельскохозяйственная промышленность, сферы здравоохранения, образования и др.
Рынок не смог взять на себя функции, касающиеся развития производственных мощностей, безопасности труда, опытно-конструкторских решений, социальной защиты работников и др. Значительное сокращение научных и производственных предприятий привело к увольнению высококвалифицированных работников, к отказу от приема на работу выпускников высших учебных заведений и ПТУ. Наблюдался рост безработицы.
Разрешительный тип правового регулирования привел к производству недоброкачественных товаров, неудовлетворительному состоянию питания в школьных и дошкольных учреждениях и т.д.
Упрочение государственности должно начинаться прежде всего с совершенствования уже имеющихся и создания новых институтов, процедур и механизмов, призванных обеспечить реальность провозглашенных Конституцией прав человека. Однако, прямое действие Основного закона не означает, что содержащиеся в нем нормы о правах человека можно реализовать вне конкретных механизмов и процедур, юридических гарантий, предусмотренных законом. Государственные структуры, как правило, проявляли безразличие к правам и свободам граждан страны. Чиновничья бюрократия не придерживалась принципов правового государства, чувствуя безнаказанность от любой ответственности, что ведет к нарушению прав любого человека.
Продолжительное время конституционные положения о правах и свободах человека как высшей ценности, об их признании, соблюдении и защите как обязанности государства оставались декларацией, не согласованной с реальностью жизни.