В целом, уголовно-исполнительное право современной России прошло значительный путь развития: от кровной мести и телесных наказаний до утверждения демократических принципов обращения с лицами, отбывающими наказание.
Общей тенденцией дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного права является курс на его гуманизацию, применение наказаний, альтернативных тюремному заключению. Это полностью соответствует международным актам, регламентирующим соблюдение прав осужденных.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
С 1 июля 1997 года вступил в действие Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) – системообразующий нормативный акт для данной отрасли права.
Действующий кодекс стал четвертым по счету в новейшей истории России, он значительно отличается от предыдущих по своим целям, задачам, структуре и содержанию. Следует подчеркнуть, что одним из важнейших достижений УИК РФ является включение в отечественное законодательство международных норм и стандартов обращения с заключенными.
Впервые действие кодекса распространено и на отбывание наказаний осужденными военнослужащими, в отношении которых действуют также нормативные правила, утвержденные Министерством обороны РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой России.
Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства продолжается и в настоящее время. С момента принятия действующего УИК РФ в него были внесены многочисленные изменения и дополнения, обусловленные произошедшими в нашей стране переменами структурно-управленческого характера. В частности, система исполнения наказаний была передана из ведения МВД России в сферу ответственности Министерства юстиции РФ.
Совет Федерации в порядке законодательной инициативы в июле 1999 года внес в Государственную Думу законопроект, предусматривающий существенную корректировку карательной политики в сторону гуманизации в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также отбывающих наказание в виде лишения свободы.
Государственная Дума приняла предложенный Советом Федерации закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и другие законодательные акты РФ» 21 февраля 2001 года. Этот документ существенно изменил и дополнил сразу 56 норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, реализация которых не только позволила облегчить условия содержания осужденных, но и существенно сократила их численность. Многие лица, совершившие преступления небольшой тяжести, смогли избежать тюремного заключения.
Однако все еще остается необходимой существенная корректировка карательной политики Российской Федерации, с тем чтобы вся тяжесть и суровость наказаний была сконцентрирована на лицах, совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления.
Практика применения ряда норм действующего УИК РФ потребовала их значительной переработки, особенно в связи с изменившимися социально-экономическими условиями в стране и необходимостью более полного соответствия применяемых наказаний международным стандартам обращения с осужденными и арестованными.
В связи с указанными выше изменениями, уголовно-исполнительная система с 1998 года стала самостоятельной федеральной службой, выведенной из подчинения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Характеристика современной уголовно-исполнительной политики
Вопрос о необходимости реформирования уголовно-исполнительной системы России неоднократно поднимался различными государственными органами и общественными объединениями, начиная с 1990-х годов прошлого века.
14 декабря 2010 года распоряжением Правительства РФ была утверждена Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы России до 2020 года. В соответствии с этим документом, предусмотрено:
- принятие профильных целевых программ;
- внедрение в законодательство и судебную практику альтернативных лишению свободы наказаний;
- перепрофилирование большей части учреждений уголовно-исполнительной системы в тюрьмы;
- создание новых колоний-поселений;
- формирование сети центров социальной адаптации бывших заключенных.
В концепции сделана попытка решить следующие базовые проблемы отрасли:
- обеспечить применение альтернативных наказаний;
- разработать эффективные методики работы исправительных учреждений;
- сформировать действенные меры ресоциализации осужденных, в том числе посредством их постпенитенциарной адаптации.
В результате, в правоприменительную практику был широко введен новый вид наказания – ограничение свободы. Ранее оно почти не применялось. Теперь суд может назначить виновному лицу ограничение не менять место работы, учебы, не покидать место жительства, а также регулярно отмечаться в уголовно-исполнительных учреждениях.
Проблемы исполнения отдельных видов наказаний в современной России
С момента принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ существовала так называемая проблема отложенных видов наказаний. В соответствии со статьей 5 федерального закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ», положения о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста должны были регламентироваться специальными нормативными актами. Законодатели планировали разработать их по мере формирования необходимых условий для применения этих наказаний.
28 декабря 2004 года был принят федеральный закон № 177, которым введены в действие положения УИК РФ о наказаниях в виде обязательных работ. То есть, в настоящий момент проблема отложенных наказаний, альтернативных лишению свободы, отчасти решена.
В соответствии с федеральным законом № 377 от 10 января 2010 года, введено в действие наказание в виде ограничения свободы. Оно также внесено в систему уголовно-правовых мер, применяемых в отношении несовершеннолетних.
Но содержательно данный вид наказания был существенно изменен. Изначально предполагалось, что ограничение свободы осужденные будут отбывать в специализированных исправительных центрах. В настоящее время данный вид наказания заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений:
- не выходить из жилого помещения в определенное время суток;
- не посещать определенные места, расположенные в муниципальном образовании;
- не выезжать за пределы муниципального образования;
- не посещать места проведения массовых или иных мероприятий и не участвовать в них;
- не изменять место жительства, работы, учебы без согласования с уголовно-исполнительной инспекцией;
- регистрироваться в уголовно-исполнительной инспекции от одного до четырех раз в месяц.
Данная уголовно-правовая мера может применяться в отношении взрослых и в качестве основного, и в качестве дополнительного наказания. Введение еще одного вида уголовной ответственности, альтернативного лишению свободы, полностью соответствует нормам международных актов, действующих в сфере соблюдения прав осужденных.