Понятие водного транспортного права РФ
Вступивший в силу в 2001 году, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ), стал важнейшим толчком к развитию внутреннего водного российского права. Это отразилось, изначально в том, что отношения в области внутреннего водного транспорта России начали регулироваться не актом подзаконного характера, каким являлся Устав внутреннего водного транспорта СССР, а федеральным законом, то есть действующим в настоящий момент Кодексом. Во-вторых, Кодекс возвёл к соответствию с требованиями рынка базу права деятельности речного транспорта государства, потому как Устав внутреннего водного транспорта СССР, который действовал с 1956 г. являлся порождением административно-командной системы управления, он задавал обеспечение выполнению планов перевозок пассажиров и грузов в государстве.
Источники водного транспортного права
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, а именно статья 2 определила, что законодательство в сфере внутреннего водного транспорта России включает в себя Конституцию РФ, Гражданского кодекса РФ, КВВТ РФ, и других законов на федеральном уровне, а также НПА, издаваемых:
- Президентом РФ;
- правительством РФ;
- федеральными органами исполнительной ветви власти.
Законодательство представляется главным ис¬точником внутреннего водного транспортного права. Источником права представляется способом выражения государственной деятельности правотворческого характера. Наравне с законодательством к источникам водного транспортного права относят правовые нормативные договоры, к примеру, международные договоры по транспортным водоёмам и водотокам и правовые обычаи.
Внутреннее водное транспортное законодательство России в настоящий момент включает как новые нормативные акты, которые приняты в рыночных условиях, так и старые, которые сохранили действие ещё со времён СССР.
Конституция РФ в образе основного закона государства, выступает юридическим базисом всего транспортного законодательства России, в их числе и речного.
Конституцией РФ устанавливается, что территория России включает территории её субъектов, территориальное море и внутренние воды, воздушное пространство над ними. Российская Федерация имеет суверенные права, осуществляет юрисдикцию на континен-тальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, который определён федеральным законодательством и нормами международного права.
Согласно 71 статьи Конституции РФ, в ведение РФ включена федеральная государственная собственность и управление ей, федеральные пути сообщения и транспорт, выделение статуса и защита территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. В это же время вопросы владения, распоряжения и пользования недрами, землей водными и прочими природными ресурсами, а также водное законодательство размещено в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Иным важным источником водного транспортного права, представляется Гражданский кодекс РФ, закрепивший отравные положения по перевозкам, включив нормы, которые регулируют договоры перевозки пассажиров, грузов и багажа, а так же ответственность участников перевозок, отношения в транспортной экспедиции и пр.
Важнейшим значением обладают постановления Пленумов Верховного Суда РФ, обеспечивающие однообразность судебной практики, задают руководствующие разъяснения судам по использованию транспортного законодательства в рассмотрении судебных споров. Так, Высший Арбитражный суд РФ дал разъяснение судам, что при рассмотрении транспортных споров важно принимать во внимание, что Правила перевозок грузов прямого смешанного сообщения и иные правила перевозок применимы в той части, в какой они не находят противоречий Гражданскому кодексу РФ и новому законодательству транспортной области.
При анализе норм речного законодательства, важно отметить, что они урегулировали разнообразные виды отношений в обществе, в их числе административные, имущественные, земельные, трудовые, экологические и другие, которые связаны с деятельностью речного транспорта.
Внутреннее водное транспортное право - комплексная отрасль права, потому как его нормы не обладают связями единого предмета и метода правового регулирования, и по собственной природе представляются административными, гражданскими, земельными, трудовыми и т.п.
Совместно с этим в форме учебной дисциплины внутреннее водное право представляется полностью самостоятельной дисциплиной, включает большой правовой массив, который отличается конкретной спецификой, сложностью правовых норм и институтов.
Предмет внутреннего водного транспортного права
Предмет внутреннего водного транспортного права составляют общественные отношения использования внутренних водных путей России в судоходной целью, возникающие меж организациями речного транспорта, то есть индивидуальными перевозчиками, и клиентурой, а также меж перевозчиками речного и иных видов транспорта при реализации транспортного процесса.
Институты внутреннего водного транспортного права
Система внутреннего водного транспортного права России включила в себя основные институты права, представленные:
- правовым режимом внутренних водных путей;
- правовым статусом судна;
- арендой судов;
- правовым положением экипажа судна;
- безопасностью судоходства;
- возмещением вреда от столкновения судов;
- правовым режимом затонувшего имущества;
- правовым положением речных портов;
- нормативно-правовым регулированием перевозки грузов;
- нормативно-правовым регулированием буксировки плотов, судов и других плавучих объектов;
- правовым регулированием перевозок багажа, пассажиров и почтовых отправлений;
- правовым регулированием перевозки грузов в прямом смешанном со-общении и в судах смешанного река-море плавания;
- спасанием судов и иного имущества;
- общей аварией.