Источники транспортного права
Под источниками транспортного права понимают ту нормативно-правовую базу, которая регулирует общественные отношения в сфере перевозок пассажиров, грузоперевозок, транспортировки багажа, взаимодействия транспортных организаций между собой, с физическими и юридическими лицами и так далее.
Так как данная отрасль права является комплексной, она регулируется широким комплексом нормативно-правовых актов. Все они выстроены в определенную иерархию.
Верховным нормативно-правовым актом в данной сфере является Конституция РФ, которая регламентирует основы правоотношений в данной сфере. В частности, Конституция закрепляет следующие положения о том, что сфера транспортного права относится к ведению Российской Федерации. Это означает, что сфера транспортного права регулируется нормами федеральных законов.
Кроме того, нормы в сфере транспортного права должны принимать федеральные органы законодательной и исполнительной власти. Это обусловлено важностью данной сферы, а также широкой распространенностью указанных правоотношений, ведь на сегодняшний день не существует людей, которые не пользуются услугами транспорта для перемещения из точки «А» в точку «Б». Транспортные сети связывают между собой не только отдельные регионы государства, но и целые государства, позволяя и взаимодействуют друг с другом, совершая товарообмен, импортируя и экспортируя товары, совершая дипломатические перелеты и так далее.
Таким образом, важность транспортного права очевидна. Естественно, что существуют и иные категории нормативно-правовых актов, регламентирующих данную сферу. Это обусловлено широкой распространённостью трудовых правоотношений в данной сфере, а также затрагиваемостью самых разных сфер правоотношений. Например, определенные акты в данной сфере может издавать Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство транспорта, а также иные федеральные органы законодательной и исполнительной власти.
Федеральные законы в сфере транспортного права
Одним из самых важных источников транспортного права является важнейший федеральный закон, именуемый Гражданским кодексом РФ. В нём закреплены основные положения, регламентирующие вопросы перевозок, в том числе нормы относительно транспортировки багажа, перевозки пассажиров, ответственности сторон за нарушение положения законодательства, правила, по которым предъявляются претензии и иски, отношения в сфере транспортной экспедиции и иные важнейшие правоотношения. Гражданский кодекс РФ сам по себе определяет договорную сферу правоотношений, на которых строится транспортное право.
Это выражается в том, что, например, пассажир, приобретая билет, тем самым заключают договор транспортной перевозки с перевозчиком, что возлагает определённые права и обязанности на обе стороны.
Рисунок 1. Федеральные законы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо норм Гражданского кодекса РФ существуют и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие правоотношения в данной сфере:
- Кодекс внутреннего водного транспорта от 2001 года. Данным Кодексом регламентируются правоотношения, которые касаются внутреннего водного транспорта, перевозок с его использованием, транспортировки багажа и так далее.
- Кодекс торгового мореплавания, который сохраняется практически в нетронутом виде длительное время, что говорит не только о важности правоотношений, закрепляем им, но и о их принципиальные незыблемости. Указанный кодекс был издан сравнительно давно – в 1999 году. Конечно, в связи с совершенствованием общественных отношений в текст кодекса вносились изменения, однако они были весьма незначительными.
- В сфере железнодорожного транспорта действует Устав железнодорожного транспорта от 2003 года. Так, он регламентирует вопросы железнодорожных перевозок пассажиров, багажа, различных грузов, конфликтов и споров, возникающих в данной сфере.
- Вопросы передвижения по воздуху регламентирует Воздушный кодекс РФ от 1997 года. Данный закон тоже существует уже длительное время, свыше 20 лет, однако претерпел значительные изменения в своём тексте.
Значение источников транспортного права
Федеральные законы являются основополагающими источниками транспортного права, так как на их основе базируются и иные нормативно-правовые акты, в том числе и такие подзаконные акты, как Указ президента РФ, Постановления Правительства РФ и иные важнейшие акты. Несмотря на наличие широкого круга нормативно-правовых актов в данной сфере не следует забывать и о других источников правового регулирования данной сферы.
Например, важнейшим источников транспортного права является обычай. Правовые обычаи не содержатся в нормативных правовых актах, однако они активно используются субъектами права при разрешении каких-либо конфликтных ситуаций или соблюдением формальностей. При этом обычаи гарантируются государством и нередко находят свое отражение в нормативно-правовых актах. Кроме того, обеспечение их государством гарантирует их принудительное исполнение. Нарушение обычая, также, как и нарушение норм права, влечет за собой определенный вид юридической ответственности.
Немаловажное значение в системе источников занимает также нормативный договор. Его правовое положение регламентируется рядом федеральных законов, а также международных конвенций и унификации некоторых правил, регламентирующих арест морских судов. Конституция РФ также дополняет международно-правовую базу, обладая приоритетом по отношению к ней. Федеральные законы более подробно конкретизируют положения, которые указаны в Конституции РФ и международных актах.
При этом статья 15 Конституции РФ определяет понятие общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров в качестве составной части Российской правовой системы, при этом уточняя приоритетную роль Конституции по отношению к ним.
Таким образом, можно назвать следующие особенности федеральных законов:
- принимаются компетентным законодательным органом (Государственной Думой и Советом Федерации);
- обладают признаком обязательного исполнения в отношении тех субъектов, на которых распространяется их действие;
- конкретизируют положения Конституции РФ и международных норм права;
- направлены на регулирование общественных отношений в сфере транспортного права.