Истоки и развитие теории разделения властей
Разделение властей — это правовая доктрина, политическая теория, политический институт, подразумевающий разделение государственной власти между темя ее контролирующими и уравновешивающими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Теория разделения властей появилась более 300 лет назад (конец XVII – середина XVIII вв.). Ее основателями считаются английский философ-материалист Джон Локк и французский правовед и философ Шарль Луи Монтескье. Возникновение теории разделения властей была подготовлена предшествующим политическим развитием государств, накопленным опытом в поддержании стабильности в государстве и обществе, организации всей государственно-правовой жизни.
Теория разделения властей зарождается и материализуется на той стадии развития государства и общества, когда:
- возникли все предпосылки для участия общества в политических процессах и социально-политической жизни страны;
- присутствует идеологический и политический плюрализм;
- среди интеллектуальных слоев общества наблюдается активный поиск средств и путей внедрения надежных гарантий прав и свобод граждан и подданных;
- предпринимаются попытки оградить граждан, общество и государство от узурпации государственной власти со стороны отдельных лиц или органов государства.
Фазы развития теории разделения властей:
- I фаза (с XVI в. до сер. XVII в.) — создание такого мировоззренческого фонда и социальной обстановки, в которых возможно появление теории разделения властей, теоретическое и практическое оформление ее структурных элементов;
- II фаза (со втор. пол. XVII в. до сер. XVIII в.) — создание концепции разделения властей, гармоническое соединение их в единое целое и оформление отдельных частей;
- III фаза (с сер. XVII в. до кон. перв. пол. XIX в.) — внесение первых корректировок, которые появляются в результате практической деятельности по внедрению основных положений принципа разделения властей в жизнь.
В основе возникновения принципа разделения властей лежат реально существующие предпосылки и условия (объективные факторы) и субъективные факторы (философские и политико-правовые воззрения). Дж. Локк рассматривал разрабатываемую теорию разделения властей, как способ достижения сложившихся целей и решения некоторых социально-политических задач.
Реализация положений теории разделения властей в России
Принцип разделения властей закреплен в Конституции РФ (ст. 10). Государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти является независимой и самостоятельной. Все органы государственной власти действуют в рамках своей компетенции. Благодаря принципу разделения властей между органами государственной власти устанавливается такой порядок взаимоотношений, который позволяет им контролировать и сдерживать друг друга, не допуская чрезмерной концентрации в руках одного органа или лица.
В России выделяют 3 относительно самостоятельных периода развития теории разделения властей:
- Первый период (апрель 1985 г. — сентябрь 1993 г.). Формально-юридическое закрепление принципа разделения властей и начало его воплощения в жизнь. Активное и постоянное изменение существующих правовой, государственной, политической систем общества. «Разделению» власти подлежат не ветви государственной власти, а только властные функции. Вопросы разделения функций разных ветвей власти переносится из сферы государственной жизни на общественную и партийную.
- Второй период (конец 80-х — начале 90-х гг.). В 1991 году был учрежден институт президентства, образование Конституционного Суда, в механизме государственной власти наряду с законодательной властью выделяются и укрепляются исполнительная и судебная власть. В 1992 году в Конституции было закреплено положение о том, что государственная власть основана на принципах разделения властей (ст. 3). Принцип разделения властей признается не только теоретически, начинает воплощаться в реальную жизнь. В период с сентября по декабрь 1993 года была ликвидирована система органов законодательной власти, Конституционного Суда, установлено верховенство исполнительной власти, единовластие Президента. Принцип разделения властей функционировал только формально-юридически, номинально. Фактически действовал принцип технического распределения между разными государственными органами предметов ведения, функций, госорганами сферы деятельности, но не разделения властей.
- Третий период (с 12 декабря 1993 г. по настоящее время). Конституция 1993 г. закрепила за каждой ветвью власти вопросы, находящиеся в их компетенции. Законодательным и представительным органом является Парламент — Федеральное Собрание, включающее Государственную Думу и Совет Федерации. Исполнительная власть принадлежит Правительству РФ, судебная — осуществляется конституционным, гражданским, административным и уголовным судопроизводством.
К судебным органам, осуществляющим судебную власть, относятся:
- Конституционный Суд — орган конституционного контроля, независимо и самостоятельно осуществляющий конституционное судопроизводство, и судебную власть;
- Верховный Суд — высший судебный орган по административным, гражданским, уголовным делам;
- Высший Арбитражный Суд — высший судебный орган, разрешающий экономические споры и дела, рассматривающие арбитражные суды.
В системе высших структур власти особая роль принадлежит институту президентства. Президент, согласно Конституции — это глава государства, гарант Основного закона, прав и свобод человека. Президент вводит меры по охране целостности, независимости и суверенитета России, определяет направления внешней и внутренней государственной политики, обеспечивает взаимодействие и функционирование органов государственной власти. Президент фактически является главой Правительства и выполняет соответствующие функции.