Среди основных теорий происхождения права выделяют следующие:
- Теологическую;
- Естественную;
- Историческую;
- Классовую.
Рассмотрим их особенности.
Теологическая теория
Главным разработчиком теории являлся Фома Аквинский. Согласно учению средневекового богослова, мир управляется божественным разумом. Возникновение права тоже связывалось с высшей сущностью. Право было создано Богом для того, чтобы регулировать жизнь людей. Право сообщается человеку через пророка или же иногда правителя государства.
Право представляет из себя развитие божественной справедливости человеческом общежитии, а суть справедливости заключается в воздаянии каждому того, что ему принадлежит.
В учении Аквинского различалось право и закон. Закон оценивался только с точки зрения его соотношения с правом как высшей справедливости, которая имеет божественное происхождение.
Именно авторами теологической теории впервые были связаны вместе понятия права и справедливости.
Теория естественного права
Согласно естественному подходу, право по своей сути - это естественное явление, и оно принадлежит каждому человеку с момента рождения.
К представителям данной теории относились Кант и Гегель, которые утверждали, что априори существуют не зависящие от государства принципы, в которых олицетворяется объективный разум и справедливость.
Естественное право должно являться первичным по отношению к нормам позитивного права.
В содержательную сторону естественного права включались и разнообразные моральные характеристики. В итоге естественное право представляет из себя симбиоз разнообразных социальных и правовых норм, представляющих из себя единый нравственно-правовой комплекс.
Можно утверждать, что в современном мире нормы естественного права наиболее полно отражаются в международном праве. Позитивное право демократичного государства должно по сути своей приближаться к естественному праву. Так, основные права и свободы человека закреплены в отдельной главе Конституции РФ.
Историческая теория
В данной теории происхождение права обосновывается некими объективными условиями людской жизнедеятельности, которые существуют в рамках национальных государств.
Историческая концепция получила свое развитие в трудах Г. Гуго, К. Д. Савиньи, Г. Пухты. Основная идея данной теории заключается в том, что право присуще народу, а не государству. Оно вырастает из так называемого национального духа. Законодатель только улавливает «общее убеждение нации» и точно выражает это убеждение в своем позитивном праве.
Главный принцип, по которому существует право, - это его саморазвитие. Создателем права является народ в своем единстве. Право представляет из себя проявление духа народа в контексте его истории, а законодатель - это выразитель такого духа.
Классовая теория
Данная теория в своей основе опирается на материалистическое учение о развитии общества, а также на классовый подход к государству и праву (Ф. Энгельс, К. Маркс, В.И.Ленин).
Право – так же, как и возникающие на основе права общественные отношения - является отражением характера экономических связей между людьми и народами. Марксистская теория определяет классово-волевой характер права. Этот характер хорошо прослеживается в праве древнего мира – например, в Законах XII таблиц.
В обобщенном виде под правом понимается возведенная в абсолют (закон) воля господствующего в государстве класса. Содержание такого права может быть определено только материальными условиями, в которых живет господствующий класс. Такой класс, исходя из своих экономических потребностей, создает право под себя, видоизменяет имеющиеся в обществе традиции и обычаи, приспосабливает под себя государственные органы, в том числе органы исполнительной и законодательной власти.