Основные направления тактико-специальной подготовки правоохранительных служб
Несмотря на то, что за последние годы в стране существенно снизился рост некоторых видов преступности, органы внутренних дел неизменно продолжают выполнять возложенные на них задачи, в то время, когда организованная преступность с каждым днем совершенствуется и стремится создать благоприятные условия для увиливания от закона при осуществлении противоправных деяний. Из-за этого при выполнении служебных обязанностей сотрудники полиции могут оказаться подготовленными не в полной мере к отдельным ситуациям, что приводит к отсутствию согласованности в действиях.
Ввиду вышесказанного в первую очередь сотрудникам ОВД необходимо совершенствовать следующие аспекты:
- степень мастерства владения оружием;
- использование полученных знаний на практике;
- личная дисциплинированность;
- умение в кратчайшие сроки принимать правильные и грамотные решения;
- психологическая устойчивость и выдержка.
Все перечисленные качества и навыки могут быть развиты на занятиях по тактико-специальной подготовке. Тактико-специальная подготовка занимает важное место в подготовке сотрудников полиции, задачей дисциплины является формирование наиболее полных знаний, которые позволят правильно действовать при осуществлении оперативно-служебных задач в чрезвычайных ситуациях, в частности, позволят быть готовыми к любым действиям для предотвращения беззакония с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них. Отличием экстремальной ситуации от повседневной становятся неожиданность и подключение к сильнейшему стресс-фактору неопределенности поступающей информации, что затрудняет процесс предвосхищения и управления ситуацией.
Необходимо учитывать, что на службу поступают граждане, прошедшие срочную службу в вооруженных силах, либо лица со школьной скамьи, в ряде случаев полицейские являются неподготовленными и не всегда понимают тот груз ответственности, который ложится на их плечи при осуществлении соблюдения законности и правопорядка. Главной задачей преподавателя или же начальника правоохранительного органа при подготовке профессионально грамотного сотрудника полиции является создание ситуаций, которые предельно приближены к жизненной ситуации, вызывающей у личного состава эмоциональное напряжение.
Кроме того, необходимо отработать комплекс действий, которые помогут в повседневной деятельности полицейского. Во время обучения следует придерживаться методической очередности с переходом от повседневного легкого к трудному, нештатному для того, чтобы со временем развивались познания и умения обучающихся. Поэтому знания и навыки, которые даются на занятиях, должны проходить в закономерной очередности с учетом повторения изученного материала в совокупности: физической, огневой и тактико-специальной подготовки.
В конечном итоге после изучения курса дисциплины «Тактико-специальная подготовка» или при постоянном поддержании тактико-специальных навыков уже при осуществлении служебной деятельности, у сотрудников полиции повышается уровень профессиональной подготовленности к практическим действиям в реальных условиях, что формирует нужный уровень профессионально важных свойств, дающих гарантию на успешную реализацию поставленных задач в профессиональной деятельности. Все это позволит развивать и повышать знания и умения, а также грамотность применения тактических приемов в нештатных ситуациях.
Актуальные проблемы тактико-специальной подготовки
Для практических подразделений необходимость быстро и четко реагировать, грамотно распределять силы личного состава – основное направление их постоянной тактико-специальной подготовки. Для разработки тактики действий служебных нарядов по охране общественного порядка, тактики действий по пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, тактики действий по розыску и задержанию вооруженных лиц и порядка действий в кризисных ситуациях, при поиске преступников в пересеченной местности, координации действий личного состава необходимо применять знания, полученные на специальных дисциплинах, специальные средства, огнестрельное оружие и физическую силу.
Если физическая подготовка в учебных заведениях МВД России развита достаточно хорошо, то внимание таким дисциплинам как ТСП и огневая подготовка уделяется недостаточно. В настоящее время в ведомственных учебных заведениях МВД России зачастую отсутствует необходимая оснащенность специальными средствами для проведения практических занятий, которые будут максимально приближены к реальной обстановке при несении службы.
В практических органах также отсутствует достаточное оснащение специальными техническими средствами. Сотрудники, имеющие хороший практический опыт несения службы, приходящие обучать курсантов и слушателей в образовательной организации не имеют достаточного опыта по применению специальных средств и, зачастую, даже не знают о некоторых из них, так как они снимаются с производства раньше, чем попадают в ОВД или учебные заведения.
Исследователь В. Т. Жалкиев в своей работе «Проблемы обучения применению специальных средств органов внутренних дел образовательными организациями МВД России» отметил, что «…попытки обучения сотрудников квалифицированному применению специальных средств в образовательных учебных заведениях МВД России в рамках учебных дисциплин пока не соответствует нуждам ОВД ввиду крайней ограниченности учебного времени, отводимого на изучении специальных дисциплин. Как следствие, обучение квалифицированному применению специальных средств сотрудников ОВД, в том числе начальствующего состава, в лучшем случае осуществляется самостоятельно в рамках служебно-боевой подготовки, в худшем – методом проб и ошибок в условиях реального служебно-оперативного и служебно-боевого применения».
Данную проблему нужно решать незамедлительно, она требует серьезного подхода, но начинать нужно с самих основ, то есть со специализированных заведений, которые готовят будущих сотрудников. Для этого нужно:
- Внести в образовательную учебную программу изменения и добавить часы для изучения специализированных дисциплин с практическими занятиями с выездами на полигоны по таким дисциплинам как ТСП, огневая подготовка, специальная физическая подготовка;
- Построить учебную программу так, чтобы будущие сотрудники ознакомились с применением на практике и в чрезвычайные условиях (на сколько это могут позволить полигоны) всех специальных средств;
- Обеспечить образовательные организации МВД России и практические подразделения специальными средствами и их макетами;
- Обеспечить взаимодействие практических подразделений и образовательных организаций МВД России в части практического ориентирования занятий по ТСП;
- Раскрывать правовые основы применения специальных средств, огнестрельного оружия и физической силы в рамках дисциплины ТСП. Предложенные методы помогут сотрудникам эффективнее использовать полученные знания на практике при выполнении поставленных оперативно-служебных задач и повысят ориентированность ТСП на практическую службу в ОВД.