Законность нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение либо отмену каких-либо правовых норм.
Законность нормативно-правовых актов – это режим, при котором реализуется строгое и беспрекословное исполнение субъектами, на которые возложена обязанность издавать нормативно-правовые акты, требований, предъявляемых к компетенции, форме, сущности, содержанию, а также процедурам опубликования и введения в действие нормативно-правовых актов.
Как видно из определения, законность правовых актов напрямую связана с требованиями, которые к ним предъявляются.
Требования к законности нормативно-правовых актов – это комплекс установленных на законодательном уровне правил, условий, а также обязательных для соблюдения субъектами процессов правотворческого, правоприменительного и интерпретационного характера, на которые возложена функция издания таких актов.
Следует отметить, что нарушение предъявляемых требований делает нормативно-правовой акт не соответствующим действующему законодательству, т. е. незаконным.
Все требования к законности нормативно-правовых актов можно условно разделить на 4 группы:
- требования к субъекту, который наделен полномочиями издания нормативно-правовых актов;
- требования к форме нормативно-правового акта;
- требования к содержанию нормативно-правового акта;
- требования к процедуре издания нормативно-правового акта.
Понятие и виды судебного контроля за законностью нормативно-правовых актов
На современном этапе развития режим законности в области организации, а также функционирования исполнительных органов власти, уполномоченных лиц, а также служащих государственных органов власти обеспечивается с помощью судебного контроля или правосудия, которое осуществляется соответствующими судебными органами власти.
На сегодняшний день сущность судебного контроля в рамках контроля за соблюдением законности нормативно-правовых актов заключается в нормоконтроле, под которым подразумевается, что. граждане РФ, а также уполномоченные должностные лица имеют право оспаривать в судебном порядке нормативные и индивидуальные правовые акты. Данная нормоконтрольная деятельность реализуется судебными органами власти с помощью конституционного, административного, гражданского судопроизводства.
В зависимости от вида нормативно-правовых актов специалисты выделяют следующие виды судебного контроля:
- судебный контроль за законностью нормативно-правовых актов;
- судебный контроль за законностью актов правоприменительного характера;
- судебный контроль за законностью интерпретационных актов;
- судебный контроль за законностью смешанных актов.
Если говорить об общепризнанном признаке нормативно-правового акта, то таким признаком является тот факт, что акт направлен прежде всего на установление, изменение или же отмену нормы права.
На сегодняшний день характеристика судебного контроля за законностью нормативно-правовых актов подразумевает необходимости его классификации по таким основаниям:
- орган, который реализует судебный контроль;
- субъект, который издал нормативно-правовой акт;
- вид судопроизводства, применяемый в рамках судебного контроля;
- принадлежность к определенной отрасли изданного нормативно-правового акта;
- вид нормативно-правового акта;
- требования, которые предъявляются к нормативно-правовому акту;
- момент вступления акта в юридическую силу;
- форма осуществляемого судебного контроля.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», если государственный орган власти субъекта РФ выражает предположение, что изданный нормативно-правовой акт каким-либо образом не соответствует положениям Конституции РФ, федеральных законов или договоров о разграничении полномочий, и предметов между РФ и субъектом РФ, вопрос о таком несоответствии разрешается в судебном порядке.
Следует отметить, что оспаривание нормативно-правового акта не влечет за собой признания его недействительным, так как его оспаривание представляет собой лишь метод выяснения соответствия такого нормативно-правового акта требованиям и положениям действующего законодательства, выявления целесообразности его принятия, юридической силы и обоснованности.
При этом при удовлетворении жалобы или поданного соответствующего заявления обжалуемый нормативно-правовой акт теряет свою юридическую силу.
Дела об оспаривании правовых актов, которые носят ненормативный характер, в зависимости от субъектного состава участников и характера правоотношений разрешаются в судебном порядке либо судебными органами власти общей юрисдикции, либо арбитражными судебными органами власти.
Решение по делу о признании нормативно-правового актов противоречащими действующему законодательству должно быть в обязательном порядке опубликовано в СМИ, в котором такой акт был изначально опубликован, о чем нужно указать в резолютивной части решения по рассмотренному делу. В некоторых случаях судебный орган власти в резолютивной части решения имеет право обязать редакцию СМИ опубликовать сообщение о признании недействительным правового акта ненормативного характера.
В соответствии с действующим законодательством решение судебного органами власти о признании изданного нормативно-правового акта противоречащим нормам закона, должно быть направлено соответствующему органу, должностному лицу в срок не позднее 10 дней после вступления решения судебного органа власти в законную силу, они в свою очередь должны в обязательном порядке сообщить суду об исполнении решения не позднее чем в тридцатидневный срок со дня получения решения, в связи с чем судебные органы власти обязаны на постоянной основе контролировать исполнение принятых решений.