Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современное состояние российского законодательства о торговле и перспективы его развития

Особенности российского законодательства о торговле

Замечание 1

Законодательство — это главный регулятор общественных отношений, координатор различных социальных интересов, важнейшее средство преобразований в социальной, экономической и иных сферах, гарант прав и свобод человека и гражданина.

Закон — это официальный нормативно-правовой акт, который исходит от представителей органов государственной власти, или принимается непосредственно народом путем референдума (прямого волеизъявления) согласно требованиям законотворческой процедуры, выражающий государственную волю, содержащий правовые нормы, регулирующий важнейшие общественные отношения, обладающий высшей юридической силой. Понятие «закон» часто выступает собирательной конструкцией относительно всего массива нормативно-правовых актов. Законодательство в широком смысле — это совокупность законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов.

Законодательство занимает ведущее место в правовой системе, так как его юридическая сила обуславливает содержание и динамику остальных правовых актов, способствуют устойчивости и стабилизации общественной обстановки, устанавливает легальные границы деятельности всех общественных и государственных институтов.

Российское законодательство сопровождают отдельные скрытые и явные ошибки, неточности, пробелы, допущенные неосознанно или умышленно, прочие коллизии, что является предпосылкой для повышения качества законов и эффективности содержащихся в них норм.

К основным федеральным нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы в сфере торговли, относятся:

  • Гражданский кодекс;
  • ФЗ О государственном регулировании торговой деятельности в РФ;
  • ФЗ О розничных рынках;
  • Закон «О защите прав потребителей»;
  • Стратегия развития торговли в РФ (на определенный период);
  • Постановления Правительства РФ и др.

Закон о торговле, вступивший в силу в 2010 году, установил, что регулирование правоотношений в сфере торговли осуществляется нормативно-правовыми актами РФ, законами субъектов РФ. Этот вопрос относится к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ.

«Современное состояние российского законодательства о торговле и перспективы его развития» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Субъекты РФ в сфере торговли вправе совместно с федеративными органами регулировать отношения, подпадающие под категорию административных, в части государственного управления в области торговли в виде установления определенных требований к торговой деятельности.

Полномочия органов государственной власти в сфере торговой деятельности

Границы регулирования субъектом РФ сферы торговли установлены Законом о торговле (ст. 6), в соответствии с которым в области торговли органы государственной власти реализуют такие полномочия, как:

  • разработка и принятие нормативно-правовых актов и законов субъектов РФ государственного регулирования в сфере торговой деятельности;
  • осуществление государственной политики в области торговли на территории субъекта РФ;
  • установление норм минимальной обеспеченности граждан площадью торговых объектов для субъекта;
  • проведение информационного и аналитического наблюдения за рынком определенного товара и реализацией торговой деятельности;
  • разработка и внедрение, проведение мероприятий, способствующих развитию торговли и др.

Все полномочия конкретизированы подзаконными актами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Органам власти субъектов РФ, органам местного самоуправления должны быть предусмотрены меры, связанные с функционированием системы информационного обеспечения в сфере торговли.

Уполномоченные органы власти предоставляют Министерству промышленности и торговли РФ информацию о состоянии торговли и направлениях ее развития в соответствующих субъектах Федерации, об издании правовых актов субъектов, регулирующих отношения в сфере торговли.

Дополнительные полномочия субъектов РФ:

  • установление цен на конкретные виды товаров, торговые надбавки к ценам согласно федеральному законодательству;
  • установление требований и правил к организации продажи товаров, оказания услуг на рынках и ярмарках, установленных законодательством о защите прав потребителей, нормативно-правовыми актами в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в области охраны окружающей среды, о пожарной безопасности и т.д.
  • определение мероприятий, способствующих развитию торговли, внедрение региональных программ, утверждение порядка разработки программ развития муниципальными образованиями;
  • создание торгового реестра и предоставление из него информации;
  • предоставление обобщенных сведений, содержащихся в торговом реестре, в федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет деятельность по выработке государственной политики и правовому регулированию в сфере торговли, в федеральный орган, формирующий официальную статистическую информацию.

Проблемы торгового законодательства в условиях современной России

В настоящее время наблюдается неравномерность развития гражданского и торгового законодательства, что обусловлено высокой динамикой роста сферы торговли внутри имущественного оборота. Торговля в рыночной экономике является одним из наиболее интенсивно развивающихся видов деятельности с высокой оборачиваемостью капитала.

Остро стоят вопросы кодификации торгового законодательства — издавать отдельный Торговый кодекс или урегулировать проблемы и вопросы торгового права в пределах Гражданского кодекса. Однако разная интенсивность развития ведет к частым изменениям норм, касающихся вопросов торговли. В тоже время этот затрудняют процесс общий консерватизм гражданского законодательства, сложность изменений.

Нормы Гражданского кодекса в силу ограниченности объемов, не позволяли со всей полнотой регулировать торговую деятельность. Например, отсутствуют нормы, способные урегулировать важнейшие вопросы договоров, касающихся: маркетинга, оптовой купли-продажи, переработки и передачи информации, изготовления и распространения рекламы, электронной торговли, дистрибьюторских обязательств и т.д. Кодекс в этом случае отстает от современных запросов общества, условий деятельности, держит страну в определенном состоянии «усталости».

Некоторые исследователи указывают на «коммерциализацию гражданского законодательства», его подчиненность задачам регулирования торговли. В этом случае не обеспечивается нормального регулирования ни гражданских, ни торговых отношений.

Замечание 2

Остро стоит вопрос о необходимости разработки Торгового кодекса РФ. Улучшить организацию товарного обращения без четкой правовой основы невозможно.

Дата написания статьи: 14.08.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot