Период перехода от натурального хозяйства к товарному
В Англии довольно рано состоялся переход от натурального хозяйства к товарному, что значительно изменило взаимоотношения между феодалами и крестьянами. Интенсивное развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве способствовало быстрому расслоению крестьянства. Наибольшее распространение такие отношения получили в хозяйствах рыцарей. Рыцари не имели возможность получать подобно земельным магнатам значительные доходы от эксплуатации крестьян. У разорившихся феодалов и крестьян стали арендовать землю зажиточные вилланы.
Королевская власть обладала достаточной силой для сдерживания развития капиталистических процессов.
В начале XIII века формируется и развивается движение за ограничение полномочий королевских чиновников и королевской власти. Движение возглавили наиболее влиятельные бароны, церковь и некоторые другие слои общества.
Первое столкновение между королем и оппозицией произошло в 1215 году. Король Иоанн Безземельный под давлением баронов подписал Великую хартию вольностей, в которой почти половина статей отражала интересы баронов. Документ сыграл огромное значение для всей государственно-правовой истории Англии. Впервые была озвучена идея о том, что король не обладает безграничной властью. Великая хартия вольностей является базой демократии, которая возвестила идею парламентского правления. За соблюдением Хартии следил специальный комитет, включающий 25 баронов.
В 1258 году Генрих III подписал «Оксфордские провизии», документ, который передавал всю власть в руки совета из 15 баронов. Король без согласия совета не мог принять ни одного важного решения. Новый документ не устраивал горожан, свободное крестьянство и рыцарей. Волнения привели к гражданской войне 1263 года, когда началось противостояние между сторонниками короля и Симоном де Монфором, который в 1265 году впервые пригласил в парламент рыцарей и горожан. Это шаг помог завершить гражданскую войну и положил начало становлению сословно-представительной монархии в Англии.
Общественный строй Англии в период сословно-представительной монархии
Между англосаксонскими и нормандскими феодалами постепенно стирались различия. Происходит их консолидация. Класс феодалов не был однообразным и замкнутым, в нем выделяли лордов и рыцарей (крупную феодальную знать), средних и мелких феодалов. Все граждане, имеющие определенный уровень годового дохода, могли принадлежать к классу феодалов.
Феодальнозависимое население включало такие слои, как:
- Фригольдеры, или свободные держатели земли – населяли главным образом северо-восточных графства. У них отсутствовала регулярная барщина, основная повинность лежала в уплате фиксированной денежной ренты лорду манора, в посещении сотенных и манориальных собраний. Основная привилегия фригольдеров состояла в свободном распоряжении землей и неизменности установленных повинностей.
- Вилланы – феодально-зависимое население, несущее неограниченные повинности в пользу своего сеньора. Подчинялись юрисдикции помещичьего суда.
Становление сословно-представительной монархии происходит с возникновением парламента. Компетенции, порядок комплектования и структура парламента сложились постепенно. Формирование парламента завершилось к 1295 году, когда Эдуардом I был созван «образцовый парламент». В «образцовый парламент» вошли крупные светские и духовные феодалы, представители от графств и городов.
В 1352 году определилась структура парламента, сформировались две палаты:
- палата лордов (выдавался королевский патент о присвоении титула маркиза, герцога, графа, барона или виконта);
- палата общин – была представлена представителями городов и рыцарями от графств.
Первоначально избирательного ценза при выборах в парламент не существовало. Первый избирательный закон был принят в 1430 году. В соответствии с этим законом в парламент могли избираться только владельцы фригольда, имеющие доход не менее чем 40 шиллингов. С 1445 года представителями от графств могли быть самые уважаемые рыцари. Выборы в парламент в каждом городе проводились по-разному.
Особенности государственного управления в период сословно-представительной монархии
С XIII по XIV вв. наблюдается расширение компетенции парламента, закрепляется его финансовая функция. С 1297 года парламент получает право контроля над сферой финансов в стране. Парламент был наделен правом устанавливать прямые и косвенные налоги (статуты 1340, 1362, 1371 годов). Монархи отчитывались об израсходованных суммах перед палатой общин.
На протяжении XIV века парламент закрепляет свои законодательные полномочия, которые выражались в следующем:
- без согласия парламента нельзя было менять содержание статутов, вносить в них любые изменения;
- парламент контролировал деятельность королевских чиновников;
- разработана процедура импичмента - палата общин имела право возбудить перед палатой лордов обвинение против королевского должностного лица.
Королевский двор трансформировался в государственное учреждение. Центральное управление с середины XIII века осуществлял Постоянный совет, в состав которого входили королевский камергер, лорд-казначей, судьи королевских судов. В 1322 году была введена должность лорда-канцлера, который возглавил королевскую юстицию, и в обязанности которого входили контроль финансов и хранение государственной печати.
С XIV века в графства короли стали назначать «хранителей мира», лиц, осуществляющих помощь шерифам в управлении. «Хранители мира» имели право преследовать, арестовывать и наказывать нарушителей порядка. Должность могли занимать только очень состоятельные лица.
В 1360 году появился институт мировых судей. В каждое графство с 1388 года назначалось по несколько мировых судей.
Особенности развития Англии позволили ей значительно раньше других государств Западной Европы перейти к наиболее прогрессивной форме правления в Средние века - сословно-представительной монархии.