Общая характеристика типов и форм государства
Форма государства – это способ структурной организации государственной власти в стране, способы и методы ее осуществления, территориальное устройство, уровень развития демократии и культуры, формы правления и устройства, политический режим государства.
Тип государства – это комплекс основных черт, признаков, характерных для государств определенной общественно-экономической формации, по которым можно отличить одно государство от другого. Историческим типом государства выступает общественно-экономическая формация, тип общества (наиболее характерные признаки и черты), основанный на способе производства. Форма правления в государстве зависит от его типа. В государствах, которые не связанны экономическими связями обмена и вынуждены объединяться через сильную централизованную власть, естественной формой правления выступает монархия. Общества, основанные на рыночных отношениях между политически равными и свободными собственниками, характеризуются республиканской формой правления.
Содержание государственной власти определяет тип государства, государство реализует политические и экономические интересы соответствующей нации, господствующего класса, социальной группы. В границах одного государства может произойти изменение его формы вследствие изменения классовой структуры общества, экономических основ государства, воздействия международных факторов и др.
Форма государства определена его историческим типом. Она зависит от ряда факторов:
- соотношения классовых сил;
- уровня экономического развития;
- историко-национальных традиций, культурных ценностей;
- международной обстановки;
- климатических и географических особенностей и др.
В целом все многообразие факторов сводится к индивидуальности и конкретности объективных условий, в которых происходит управление обществом в разных странах. Так как каждое из отдельных государств развивается в конкретных специфичных условиях, оно обладает специфическими политическими формами.
Соотношение типа и формы государства
Государство каждого типа может быть облачено в различные формы. Разные формы государства могут проявляться в рамках одного исторического типа. Тип и форма соотносятся, как содержание и форма, где главная роль принадлежит содержанию (типу государства).
Соотношение исторических типов и форм государства:
- рабовладельческий тип – монархии (деспотичные (Вавилон, Египет, Индия, Китай, Ассирия, Римская империя), базирующиеся на азиатском способе производства, предоставляющим почти неограниченную власть монарха, его обожествление и античные (Древний Рим I в. до н.э. - V в. н.э.), начальный период становления, когда наряду с монархическими действовали республиканские институты, на более поздних этапах развития монарх опирался главным образом на военную бюрократию); аристократические и демократические республики (Римская республика (VI - I вв. до н.э.) и Афинское государство соответственно);
- феодальный тип – раннефеодальная монархия (слабость центральной власти, наличие большого количества самостоятельных княжеств), монархия времен феодальной раздробленности, сословно-представительная (власть монарха ограничивалась определенным сословно-территориальным представительством, Англия – парламентом, Франция – Генеральными штатами, Россия - земскими соборами) и абсолютная (усиление власти монарха, вся судебная, законодательная исполнительная власть сосредоточены в руках монарха, ослабление, ли полная утрата значения сословно-представительных органов) монархии; городские республики (Генуя, Венеция, Флоренция, Псков, Новгород и др.) - высшими органами власти выступают городские советы, в состав которых входят в основном одни представители из городской знати, в отдельных республиках действовали вече (собрания свободных горожан, решающих вопросы жизни города-республики), функционировали Советы феодальной аристократии;
- буржуазный тип – демократические (президентские, парламентские, смешанные) республики и конституционные, или ограниченные монархии;
- социалистический тип – Парижская Коммуна, республики народной демократии, советские республики.
Рабовладельческие республики обладали рядом особенностей В аристократической Римской республике формально органами государственной власти выступали народные собрания, но они не имели права законодательной инициативы, могли только принимать (отклонять) предложения магистратов – специальных должностных лиц. Решения народных собраний утверждал Сенат. В афинской демократической республике высшим органом государственной власти выступало Народное собрание. Которое принимало законы, решало вопросы мира и войны, выступало в качестве судебной инстанции. Высшим органом управления являлся Совет пятисот, который избирался на один год демократическим путем.
Иногда государство определенного типа имеет характерные только для него формы. Сословно-представительная монархия может встретиться только в феодальном государстве на определенном этапе его развития, демократическая республика и парламентская монархия характерны только для буржуазного типа государства.
Государства не могут быть воплощены в любые формы, включая формы, противоречащие их содержанию и экономической сфере. Рабовладельческое государство никогда не сможет существовать в форме демократической республики или ограниченной монархии.
Не существует четкого разграничения между типом и формой государства. В пределах государства одного типа можно встретить разные формы деятельности и организации государственной власти. В тоже время, государства разного типа могут быть обличены в одну фору. Специфика конкретной формы государства какого-либо исторического периода обусловлено особенностями государственной жизни, степенью зрелости общества, целями и задачами государства.