Систематизация как главный способ совершенствования правового регулирования
Систематизация законодательства – это упорядочение и совершенствование законодательства, норм права.
При систематизации законодательства объектом и предметом являются формальные источники прав, в частности, нормативные правовые акты, нормы права в процессе их осуществления, со всеми практическими наработками юридической практики.
Различия в правовом регулировании институтов отдельных отраслей законодательства и права во многом не определяются только спецификой регламентируемых отношений. Различия могут быть вызваны рядом обстоятельств:
- избыточной дифференциацией законодательства без оправданной с позиции логики унификацией;
- слабостью интегративных отношений;
- несовершенством систематизации формируемого законодательства;
- погрешностями законодательной техники;
- отставанием развития и уровнем теоретических исследований.
В результате вышеперечисленных обстоятельств появляется необходимость в устранении возникающих правоприменительных трудностей. Теория права должна указать критерии и пути устранения этих трудностей и проблем. Эффективность законодательства зависит от уровня систематизации, унификации, интеграции, которые способны обеспечить его строгость, четкость, прозрачность и логичность. Систематизация в праве – это деятельность, обеспечивающая системность права, приводящая действующие нормативные акты в цельную, согласованную, единую систему; упорядочивание системы законодательства.
Отраслевые проблемы систематизации законодательства
Система законодательства тесно взаимосвязана с проблемами теоретико-правовой науки: правотворчество, способы развития права, юридическая техника. Степень систематизации законодательства отображает уровень правовой культуры общества и правосознания. Действия государственных органов по упорядочению законодательства оказывает значительное воздействие на формирование отношения к правовому менталитету и к праву в целом.
Современное состояние всего массива законодательного материала, несмотря на широкое внедрение информационных технологий, остается далеким от идеального состояния, о чем регулярно говорится на научных конференциях и форумах, различных мероприятиях с участием практиков. Все это указывает на необходимость серьезного исследования проблем законодательства с разных сторон. Наибольшие проблемы наблюдаются в генеральной, всеобщей систематизации законодательства, при котором обработке подвергается весь массив правовых норм. Как правило, такая систематизация проводилась по предметно-хронологическому принципу.
В современных условиях, характеризующихся быстрой изменчивостью и нестабильностью общественных отношений, такая форма систематизации законодательства, как кодификация, является неэффективной. Наиболее эффективным считается применение консолидации.
Предпочтение отдается традиционному понятию консолидации, как совокупности нескольких нормативно-правовых актов, которые регулируют общественные отношения в единый сводный акт в одной области. Содержание консолидированных норм не изменяется. Для консолидации характерны черты инкорпорации и кодификации, она в целом связана с правотворческой деятельностью.
В Российской Федерации в настоящее время функционирует порядка 20 кодексов, многие сферы общественной жизни регулируют правовые нормы, однако в отношении их отсутствует систематизированный акт в виде кодекса. Для экстенсивного развития кодификации это обстоятельство не является аргументом. В связи с этим нерациональной представляется разработка Трудового процессуального кодекса. Совершенствование Трудового законодательства достигается в результате расширения процессуальных и процедурных норм.
Значение систематизации законодательства для совершенствования правового регулирования
Систематизация законодательства играет значительную роль в процессе совершенствования правового регулирования, в частности она:
- способствует развитию законодательства в целом – сбор, анализ и оценка действующих нормативно-правовых актов, систематизация правовых предписаний согласно определенной схеме, организация единой системы актов выступает необходимым условием эффективной правотворческой деятельности, способствуют устранению пробелов и противоречий в законодательстве;
- выступает эффективным средством «разбора» массивов нормативно-правовых актов, полной ревизии всей действующей правовой системы;
- обеспечивает возможность ориентироваться в законодательстве по упрощенной схеме, правильно толковать и оперативно находить все необходимые нормы;
- является важной предпосылкой эффективного и целенаправленного правового образования, воспитания, обучения, научных исследований.
Потребность в систематизации на разных этапах развития государства бывает разной. Если на протяжении многих лет накапливается значительный объем нормативно-правового материала, существует огромное количество нормативно-правовых актов, принятых в различное время, перекрывающим друг друга, функционирующих в урезанном объеме или устаревших, которые фактически полностью утратили силу, систематизация законодательства особенно важна и необходима.
В условиях революционного преобразования и модификации правовой системы, когда отменены целые нормативные блоки, подлежащие реформированию отношения, формируется новая общественно-экономическая система, требующая объективно обновленных законов, систематизация законодательства отходит на второй план. В настоящее время темпы развития законотворческой деятельности достаточно эффективны. Разрабатывается огромное количество нормативных актов, значительно изменяющих основные принципы и характер правового регулирования.