Общая характеристика системы конкурентного права
В Российской Федерации, несмотря на становление и активное развитие рыночных механизмов хозяйствования, конкурентное право (иногда именуемое также антимонопольным), не сложилось в качестве самостоятельной отрасли права и законодательства. Причинами подобной ситуации учеными-исследователями называется отсутствие полноценного самостоятельного предмета и метода правового регулирования, другие исследователи, не будучи столь категоричными, относят конкурентное право к числу активно выделяемых в отечественной науке в последние годы комплексным отраслям права.
При этом несмотря на разногласие в вопросе определения самостоятельности и места конкурентного права в современной отечественной правовой системе, большинство ученых сходятся во мнении о том, что в настоящее время сложилась самостоятельная система источников, регулирующие вопросы обеспечения конкуренции в Российской Федерации. Данная система признается системой конкурентного (антимонопольного) права:
Система конкурентного права РФ – это совокупность нормативно-правовых актов, действующих в Российской Федерации, регулятивное воздействие которых направлено на обеспечение условий для формирования и эффективного функционирования товарных, финансовых рынков и рынка услуг, а также на регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий и пресечение проявление недобросовестной конкуренции.
Исходя из анализа приведенного определения и положений, существующих в современной юридической доктрине, может быть сделан вывод о том, что процесс формирования системы конкурентного права, был подчинен необходимости достижения определенных целей:
- Установление организационно-правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недопущения недобросовестной конкуренции;
- Обеспечение условий для формирования и эффективной деятельности рынков товаров, услуг и финансовых средств.
При этом можно обратить внимание на то, что первая цель по своему содержанию узкоспециальна, и присуща исключительно системе конкурентного права, в то время как вторая, характеризуется более широким содержанием и может быть обозначена в качестве одного из направлений государственно-властной деятельности в целом.
Задачи системы конкурентного права
Постановка приведенных и частично охарактеризованных выше целей системы конкурентного права могут быть достигнуты посредством последовательного решения ряда специальных задач правового регулирования, связанных, прежде всего, с государственной защитой и поддержкой, осуществляемой посредством реализации определенной совокупности правовых приемов и способов.
В числе таких приемов и способов правового регулирования отношений, входящих в предмет конкурентного права могут быть названы:
- Установление и реализация необходимых условий для существование и развития экономической состязательности на рынке – то есть обеспечение конкурентного взаимодействия участников рынка;
- Признание за лицами, официально осуществляемыми предпринимательскую деятельность права на конкуренцию и обеспечение юридических механизмов защиты такого права;
- Контроль за процессами монополизации экономики, достижением доминирующего положения субъектов предпринимательской деятельности на рынке, концентрацией капиталов, недобросовестными соглашениями субъектов экономической деятельности и т.д.
- Выявление, пресечение и привлечение к юридической ответственности за совершение правонарушений в области деятельности субъектов естественных монополий, правонарушений, связанных с проявлениями недобросовестной конкуренции, противоправными антиконкурентными действиями и т.д.
Особенности системы конкурентного права
Базовым элементом системы современного конкурентного права Российской Федерации, выступают конституционные положения о:
- гарантировании единого экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ;
- государственной поддержке конкуренции и запрете осуществления экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;
- недопущении установления таможенных границ, пошлин и т.д., направленных на ограничение свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ.
Вторым важным элементом системы конкурентного права выступают ФЗ «О защите конкуренции» и иные федеральные законы (в том числе Гражданский кодекс РФ), посредством принятия которых определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, установлены механизмы обеспечения единства экономического пространства и свободного перемещения капитала на территории РФ, защита конкуренции, а также создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Третьим уровнем системы конкурентного права, традиционно называются подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые Правительством РФ и Федеральной антимонопольной службой, в случаях и по вопросам, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации о защите конкуренции.
Некоторыми исследователями, в качестве четвертого крупного элемента системы конкурентного права, с опорой на ст. 15 Конституции РФ, признающей общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве составной части отечественной правовой системы, признаются международные акты, заключенные от имени Российской Федерации, уполномоченными органами власти, по вопросам антимонопольной и конкурентной политики государства в целом. Таким актом, выступает, например, Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., и т.д.