Зарождение и становление прокуратуры в России
Прокуратура — это государственный орган, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства и привлекающий к ответственности лиц, нарушивших закон.
В России становление прокуратуры тесно связано с Петром I. В 1711 г., при реализации реформы административного управления, царь учредил Правительствующий Сенат, основной задачей которого стало осуществление высшего надзора за государственным управлением, ведение бюджетного счетоводства. За деятельностью Сената был необходим действенный и активный контроль, в результате чего была введена должность фискала.
В полномочия фискалов входило выявление:
- неисполнения указов;
- краж из казны,
- взяток,
- других действий, наносящих вред государственным интересам.
Органы фискалата при зарождении и создании прокуратуры подчинялись генерал-прокурору. После назначения генерал-фискала все фискальские доношения должны были направляться ему. Оба института до конца царствования Петра I существовали параллельно, при этом деятельность органов прокуратуры часто основывалась на фискальных материалах. В январе 1722 г. при Сенате был назначен генерал-прокурор П. И. Ягужинский, а в апреле того же года был издан Указ «О должности Генерал-прокурора».
На генерал-прокурора возлагались широкие полномочия:
- реагирование на любое неисполнение предписаний царя;
- проверка исполнения приказов Петра I;
- право вносить для рассмотрения Сенатом законов при отсутствии «ясных указов» по наиболее важным и серьезным вопросам управления государством;
- организация и ведение в Сенате делопроизводства (под непосредственным подчинением генерал-прокурора находилась вся Сенатская канцелярия;
- контроль за деятельностью и функционированием фискалата.
В 1722 г. были введены должности обер-прокуроров, которые находились при генерал-прокуроре. Прокуроры осуществляли свою деятельность при всех коллегиях, при надворных судах, при губернских учреждениях. Прокуроры должны были следить за исполнением законов в присутственных местах, напоминать судьям, в случае необходимости, об их прямых обязанностях, останавливать несправедливые и незаконные действия или распоряжения. Прокуроры не принимали непосредственного участия в уголовном преследовании. Они только осуществляли наблюдение за данным видом деятельности. Между прокурорами не существовало подчиненной зависимости. Все они непосредственно и прямо подчинялись генерал-прокурору.
У прокуроров имелись определенные гарантии их независимости. Генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали только суду Петра I. Сенат обладал правом ареста прокуроров в случаях, когда царь находился в отъезде. Устанавливалась безнаказанность в отношении всего, что прокурор мог сделать по ошибке, а не умышленно. За взятки и разного рода злоупотребления прокуроры подлежали строгому наказанию вплоть до казни.
В 1729 г. фискалат Верховным тайным советом был упразднен. Имеющиеся фискалы были уволены, а новые не назначены. На практике остались фискалы «для купецких дел» и военный фискалат. С приходом на трон Анны Иоанновны в 1730 г. все учреждения и органы прокуратуры были почти полностью упразднены. Впоследствии Прокуратура была восстановлена только в 1741 г., во времена правления Елизаветы Петровны, дочери Петра I.
П. И. Ягужинский — первый генерал-прокурор
Ягужинский Павел Иванович — первый генерал-прокурор России, отличался неподкупностью и честностью, был другом и соратником Петра I.
В 1722 году (22 января) Ягужинский занял пост генерал-прокурора (сейчас этой должности соответствует должность генерального прокурора). Основной обязанностью генерал-прокурора была борьба с казнокрадством. Современники характеризуют Ягужинского, как честного, прямого, неутомимого в работе и неподкупного человека.
П.И. Ягужинский в качестве генерал-прокурора являлся противовесом князю Меншикову, ограничивал его незаконную деятельность. При дворе в генерал-прокуроре видели врага и обличителя всех своекорыстных и личных стремлений. Одной из первостепенных задач генерал-прокурора после назначения стал подбор кадров. Ягужинский лично принимает участие в подборе кандидатов на посты прокуроров, принимает самое активное участие в создании канцелярии Сената, формировании центральных и местных органов власти.
17 апреля 1722 года император утвердил выбранных прокуроров в коллегиях, в Московский и Петербургский надворные суды. Ягужинский старался изолировать своих подчиненных от внешнего влияния, от нападения чиновников местного и центрального уровня, требовал беспрекословного выполнения прокурорских обязанностей. Для независимости от Сената и для контроля за подчиненными генерал-прокурор создал собственную генерал-прокурорскую канцелярию.
Прокуроры вели активную борьбу с руиной, требовали исполнения указов и регламентов, доносили генерал-прокурору обо всех нарушениях в поднадзорных учреждениях. Ягужинский, в свою очередь, выносил доношения прокуроров коллегий о несоблюдении их членами положенного времени, о прогулах и опозданиях членов, вице-президентов и президентов.
Петр I проводил в жизнь принцип недоверия и надзора внутри прокуратуры. Указом от 30 января 1723 года обер-прокурор и обер-секретарь Сената получили право доносить императору на генерал-прокурора, обер секретари коллегий — на президентов коллегий. По своему устройству и назначению прокуратура отражала принцип недоверия верховной власти ко всему прокурорскому аппарату и каждому отдельному чиновнику.
Простое поручение императора заменилось действием, основанном на конкретных регламентах и указах, а личное доверие — недоверием, выражающимся во все проникающем надзоре. Шпионство, доносы, всеобщая подозрительность, аресты и пытки невиновных, самооговоры и оговоры стали обязательными элементами тотального недоверия органов власти к подданным, подчиненным властям, что никак не способствовало развитию в государстве и обществе уважения к закону.
Свой пост генерал-прокурора Ягужинский покинул после учреждения Верховного тайного совета.