Правовые основы банкротства
Несостоятельность — это финансовая неспособность задолжавшего государства, физического лица или гражданина удовлетворить в полном объеме предъявленные кредитором требования по денежным обязательствам или произвести выплаты обязательных государственных платежей.
Банкротство - это процедура, применяемая к лицу-должнику для фактической оценки его финансового состояния, выбора мер по изменению его материального состояния, если они целесообразны и возможны, в противном случае –признания его банкротом.
Необходимость в институте банкротства в Российской Федерации появилась в момент перехода государства к рыночной экономике и частной собственности. Для сокращения рисков, в неизбежных случаях потерь, и распределения этих рисков наиболее справедливым образом.
Роль института несостоятельности заключается в исключении из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, что призвано стабилизировать процесс развития рынка. Также институт банкротства помогает нестабильным, но действующим субъектам рынка реорганизовать свою деятельность и достичь материальной стабильности.
Понятие несостоятельности (банкротства) появилось относительно недавно в государственной системе правового урегулирования и, в общем, в практике предпринимательских отношений. В условиях экономических, политических и других различных негативных обстоятельств, таких как, финансовая нестабильность и завышенные налоги, очень актуальной является вопрос проблемы правовой несостоятельности (банкротства), т.к. в современных условиях, субъектам предпринимательской деятельности становится достаточно трудно «удержаться на плаву», не говоря про развитие и финансовый рост.
Если субъект экономики не способен своевременно осуществить обязательные платежи и удовлетворить требования кредиторов, возникает необходимость юридического признания данного предприятия банкротом.
Федеральным законом устанавливаются основания для признания экономически несостоятельного субъекта банкротом, с его помощью регулируется порядок и условия осуществления мер по предотвращению признания субъекта банкротом.
Признаки финансовой несостоятельности и нестабильности
Разорение, несостоятельность, банкротство любых субъектов экономики препятствуют естественному развитию экономики государства, дестабилизируют социально-политическую ситуацию и формируют напряженность в обществе, которая грозит бунтами и другими формами насильственного неповиновения, не позволяют государству полноценно выполнять свои функции.
В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены определяющие признаки несостоятельности, которые различаются по применению физических и юридических лиц.
Признаки банкротства для физического лица:
- если юридически подтверждена неспособность произвести обязательные платежи или погасить денежные обязательства кредиторов;
- если неспособность погасить задолженность продолжается в течение трех месяцев с даты, когда должны были быть произведены выплаты;
- если сумма задолженности превышает стоимость его имущества.
Юридическое лицо определяется банкротом:
- если неспособно в полном объеме погасить денежную задолженность или удовлетворить требования кредиторов;
- если его денежные обязательства не исполнены в течение трех месяцев.
Рассмотрения дела о банкротстве производит арбитражный суд. На момент подачи заявления в арбитражный суд определяется сумма задолженности и сопутствующие обстоятельства, если другое на предусмотрено ФЗ. На дату открытия конкурсного дела определяются состав и размер денежных обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства.
В случае неплатежеспособности, выраженной в иностранной валюте, определяется по курсу в рублях на момент определения банкротства, установленному Центральным банком РФ, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Влияние государства на процесс признания несостоятельности (банкротства)
Огромное значение для экономики государства имеет существование в его правовой системе института конкурсного права так, как оно помогает осуществить исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, и восстановить материальное положение юридических лиц, испытывающих финансовый кризис. Подобный процесс способствует оздоровлению экономики, предотвращает наступление экономического кризиса и «эпидемии» банкротства.
В истории экономики России выделяют три этапа развития института банкротства:
- дореволюционный – в нормах конкурсного права учтены интересы должника и кредиторов;
- советский – институт банкротства развивался непродолжительное время в период НЭПа; после ликвидации НЭПа конкурсное право перестало применяться, в результате чего существовали убыточные организации, которые поддерживались за счет государства и списания долгов;
- современный – начинает свое существование с Указа Президента от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур»; Закона РФ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г., согласно с которыми стал проводиться конкурсный процесс.
К основным аспектам деятельности государства в процессе развития института банкротства является реализация государственной политики по предупреждению банкротства и экономическому оздоровлению неплатежеспособных предприятий. Первым шагом было создание Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве), которое спустя пять лет было преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН), что значительно расширило значение и влияние данной организации и упростило решаемые ею задачи.
В процессе развития экономики главной задачей ФСДН стало финансовое оздоровление предприятий-должников. Согласно новым задачам и поставленным приоритетам изменяется название организации - Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). За данной федеральной службой были закреплены исполнительные, разрешительные, контрольные, регулирующие и организационные функции.