Понятие и общая характеристика религиозного права
Правовая система выступает неотъемлемым компонентом любого государства. При этом следует обратить внимание на то, что соответствующие системы правового регулирования находятся в процессе непрерывного развития и эволюции – право выступает одним из ключевых индикаторов, отражающих современный уровень социально-экономического развития, состояние государственности, напряженность на международной арене, и т.д.
В качестве одной из основных форм права, преобладавших на определенных этапах исторического развития человечества, принято называть религиозное право. Основной качественной характеристикой данной формы права выступает то, что источником формирования и утверждения общеобязательных правил поведения признается не суверен или орган законодательной власти, а выраженная в священных писаниях воля божества.
Ввиду объективной изменчивости складывающихся в обществе отношений, по мере исторического развития к числе формальных источников религиозного права также стали относиться составляемые представителями богословской доктрины сборники толкования священных текстов, церковные акты, религиозно-правовых обычаи, а в современном мире – нормативные правовые акты, принимаемые национальными органами государственной власти с опорой на соответствующие священные писания.
Забегая вперед представляется целесообразным обратить внимание на то, что между религиозным и светским правом существует достаточно большое количество различий, одним из которых является персонифицированный характер религиозно-правовых предписаний – их регулятивное воздействие в большинстве случаев направлено исключительно на представителей конкретной религиозной группы, а последователи всех иных конфессий закономерно исключаются из сферы действия соответствующего религиозно-правового предписания.
История сравнительного изучения светского и религиозного права
Одним из наиболее ярких исторических примеров религиозного права, не имеющим широкого распространения в настоящее время, однако оказавшим действительно сильное влияние на формирование европейской государственности и права, выступает церковное право.
Церковное право было характерно для регулирования общественных отношений между православными христианами – в эпоху феодализма посредством рассматриваемой религиозной системы нормативного регулирования упорядочивались не только вопросы организации и деятельности самой церкви, но и начала, связанные с государственными устройством, административным, уголовным, финансовым правом, брачно-семейными и наследственными отношениями, и т.д.
В католических странах церковное право получало название канонического права, поскольку основным источником соответствующей системы выступали церковные каноны. Исходя из обозначенного признака, определение канонического права может быть сформулировано следующим образом:
Каноническое право – совокупность правил поведения христиан, содержащихся в церковных канонах, то есть источниках, разработанных и утвержденных католической церковью.
В средние века посредством применения канонических правил происходило упорядочение самых разнообразных общественных отношений – церковь получала широкие полномочия в контролировании брачного права, вводился особый вид рассмотрения уголовных дел (инквизиция), и т.д.
При этом следует обратить внимание на то, что несмотря на расцвет церковного и канонического права в средневековье, именно тогда все большое внимание стали приобретать вопросы соотношения религиозного и светского права, поскольку фактически, каноническое право никогда не являлось оконченной системой правового регулирования, будучи лишь дополнением к римскому или иному светскому праву. Однако, несмотря на это, христианство оказало колоссальное влияние на все европейское право.
Соотношение церковного и светского права в те времена проводилось по признаку того, что обе рассматриваемые системы являются отражением естественного, а стало быть, в конечном итоге – божественного права, которое, с другой стороны, было подвластно разуму и совести. Представители юридической и богословской доктрины признавали, что уже само по себе разделение на церковное и светское право подразумевает существование перед церковью задачи усовершенствования мира.
В части правового регулирования общественных отношений подобное усовершенствование виделось в приведении светского права к его высшей цели – социальной справедливости и истинности.
Современное соотношение светского и религиозного права
Ввиду того, что во многих современных государствах функционируют национальные правовые системы, сформулированные по религиозному признаку, в современной юридической науке по-прежнему сохраняется актуальность вопроса о соотношении религиозного и светского права.
При этом в настоящее время соответствующее сопоставление проводится по признаку того, что каждая из обозначенных разновидностей характеризуется с определенным представлением как о самом праве, так и об его источниках.
Иными словами, светские правовые системы (безотносительно к особенностям права в конкретной стране), ориентируют на такие формы внешнего выражения юридических норм как:
- закон,
- постановление,
- приказ,
- указ, и т. д.
Более того, соответствующие формы свидетельствуют о том, что светское по своей природе и содержанию право должно характеризоваться светскими формами и источниками, и наоборот.
В свою очередь, говоря о характеристике религиозных правовых систем, в настоящее время обращается внимание на особенности их природы, характера и логики существования, обращенной на поиски и познание источников права религиозного характера (Библия, Коран, Талмуд, и т.д.), в основу которых закладывается божественное происхождение воли, положенной в основу содержания конкретных форм права.