Общие сведения о рекламе
Реклама — это распространяемая различными способами информация, адресованная определенному либо неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание или формирование к нему интереса, продвижение данного объекта на рынке.
Основные черты рекламы:
- неличный характер — реклама обращена к неопределенному кругу лиц, понятна целевым потребителям;
- односторонняя направленность — рекламное сообщение обращено от продавца к покупателю, обратная связь отсутствует;
- невозможность точного измерения эффекта рекламного сообщения;
- общественный, общепринятый и законный характер;
- наличие строго определенного рекламодателя, спонсора, субъекта, от чьего имени и за чей счет осуществляется реклама;
- не претендует на беспристрастность.
Реклама представляет собой массовую коммуникацию, рожденную конкуренцией, которая экономически связывает людей, предлагающих и покупающих услугу или товар.
Рекламная деятельность имеет несколько направлений:
- информационная направленность — создание доступных и эффективных описаний, помощь в поиске необходимых услуг или товаров;
- функциональная направленность — предоставление доходчивой информации о преимуществах рекламного объекта для того, чтобы вызвать у покупателя интерес и подвести его к приобретению данного товара (услуги);
- социальная направленность — отражение уровня развития экономических отношений, общества, степени защищенности граждан.
Источники правового регулирования рекламной деятельности в России
По мере развития рекламного бизнеса возникла необходимость в создании системы регламентирования рекламной деятельности. Регламентирование направлено на защиту потребителя от заведомо ложной или недостоверной рекламы, указывает на то, что потребитель имеет безусловные права на:
- получение исчерпывающей информации о товаре;
- безопасное пользование приобретенным товаром;
- подтверждение соответствия функциональных возможностей товара с информацией, полученной из рекламы.
Правовое регулирование рекламной деятельности происходит по двум направлениям: государственное регулирование (законодательная регламентация рекламной деятельности); саморегулирование (общественный контроль за соблюдением правил поведения в рекламной деятельности).
Государственное регулирование рекламной деятельности — это комплексное образование, включающее совокупность правовых норм конституционного, административного, гражданского и иных отраслей права, регулирующих отношения, связанные с производством и распространением рекламы.
Государственное регулирование рекламной деятельности осуществляется посредством следующих источников права: законы, принимаемые указами Президента, Государственной Думой, постановлениями Правительства, министерств, государственными организациями, ведущими наблюдение за исполнением принятых документов (Федеральной антимонопольной службой, отраслевым ведомствами и министерствами).
Нормативно-правовая база регулирования рекламной деятельности в России:
- Конституция;
- Гражданский кодекс;
- Федеральный закон «О рекламе»;
- Закон «О средствах массовой информации»;
- Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
- Закон «О защите прав потребителей»;
- Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания…»;
- Международный кодекс рекламной практики.
Отношение, которые возникают в процессе производства, распространения и размещения рекламы, могут регулироваться указами Президента, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Важной формой саморегулирования рекламной деятельности является некоммерческая деятельность общественных организаций. Организации, выполняющие функции по правовому саморегулированию рекламы:
- Ассоциация коммуникативных агентств России;
- Рекламный совет России;
- Национальная рекламная ассоциация;
- Ассоциация по связям с общественностью;
- Комитет Торгово-промышленной палаты по рекламной деятельности;
- Ассоциация добросовестных предпринимателей;
- Фонд поддержки рекламопроизводителей;
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ.
Роль федерального закона «О рекламе» в рекламном праве
Реклама является важным и необходимым условием функционирования учреждений и предприятий разных форм собственности. Федеральный закон «О рекламе» позволяет реализовать право граждан на достоверную информацию. Практическая реализация закона по регулированию рекламной деятельности возможна при наличии соответствующей эффективно функционирующей системы исполнительных органов.
Закон «О рекламе» состоит из 6 глав, он определяет цели, сферу применения, содержание и основные понятия законодательства о рекламе.
К основным целям закона относятся: защита потребителей от недобросовестной конкуренции; пресечение и предотвращение ненадлежащей рекламы, способной ввести в заблуждение, нанести вред здоровью граждан; пресечение и предотвращение рекламы, посягающей на принципы морали и гуманности, общественные интересы.
Закон предусматривает важность эффективного функционирования системы саморегулирования и контроля в сфере рекламной деятельности, необходимость учитывать интересы всех субъектов рекламных коммуникаций.
Сферы применения ФЗ «О рекламе»:
- позволяет управлять рынком разных средств рекламы;
- устанавливает ответственность и права рекламопроизводителя, рекламодателя, рекламораспостранителя;
- определяет особенности рекламы разных видов товаров и услуг;
- выступает исходной нормативной базой для формирования законодательства в области рекламы;
- регулирует отношения, возникающие в процессе производства, распространения и размещения рекламы на рынках работы, товаров и услуг.
Действие ФЗ распространяется на лиц без гражданства и иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, производящих, распространяющих и размещающих рекламу на территории России. Закон «О рекламе» не распространяется на политическую рекламу, на объявления физических лиц, включая СМИ, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Закон применяется в тех случаях, когда действия юридических и физических лиц за пределами РФ приводят к: введению в заблуждение юридических и физических лиц на территории России; ограничению конкуренцию; иным негативным последствиям на рынках товаров РФ.