Модернизация государственного аппарата в первой половине XX века
Развитие государственного аппарата в России – это период модернизации государственного управления в РСФСР в первой половине XX века.
Тоталитарная система власти, сложившаяся с Советском Союзе в конце 20-х - начале 30-х гг., стала следствием бесконтрольности власти РКП (б) – ВКП(б) (единственной правящей партии в стране с 1918г). Ликвидировав оппозицию, партийные лидеры получили руководящие государственные должности. Партийные органы осуществляли жесткий контроль за действиями государственных и хозяйственных органов. В 30-е гг. сформировался культ личности Сталина, а к 1935 г. приверженцы Сталина получили все ключевые государственные посты. Органы НКВД, обладавшие правом решать дела вне суда, преступали через принципы презумпции невиновности. Усилившиеся политические репрессивные меры привели к гибели и страданиям миллионов невинных людей.
Система управления, сформированная в 1929-1932 гг., включала в себя:
- запланированную программу, рассчитанную на пятилетку и год, которая распространялась на все сферы деятельности предприятий страны;
- увеличение количества промышленных наркоматов, осуществление принципа единоначалия;
- деятельность предприятий контролировалась вышестоящими органами управления с их прямым вмешательством;
- ограничение формального хозрасчета;
- введение НКВД в деятельность хозяйственного управления в качестве репрессивного элемента;
- создание объединение единого механизма государственного управления, который объединял хозяйственные, государственные, партийные, а также управленческие органы.
В результате этих изменений преобразовалась структура Высшего Совета народного хозяйства: управление страной стало плановым, общественная жизнедеятельность получила основу - командно-административное управление экономикой (огосударствление).
Июнь 1929 г. стал переломным для сельского хозяйства – началась коллективизация, ускорение темпов коллективизации и индустриализации. Кулачество ликвидировался как класс, экономике сельского хозяйства был нанесен серьезный удар. Осенью 1929 г. заготовительная кампания носила уже насильственный характер, произошло разрушение рыночных механизмов. Нежелание крестьян вступать в колхозы, репрессии огромного числа кулаков, середняков и членов их семей стали реакцией на нарушение принципа добровольности коллективизации.
Результаты коллективизации, закрепленные в двух актах - «Примерных уставах сельскохозяйственной артели», - были приняты в 1930 г. и в 1935 г. Уставы фиксировали обобществление полевых наделов колхозников, рабочего и товарно-продуктового скота, семенных и кормовых запасов, хозяйственных построек и т.п. По уставу, основной формой организации труда была бригада, оплата - трудодень и сдельную оплата. Обязательными стали нормы выработки.
Реорганизация экономики в первой половине XX века
Развивающееся центральное плановое руководство экономикой страны охватило все отрасли народного хозяйства (в середине 20-х гг. были разработаны контрольные показатели). В 1929 г. был принят первый пятилетний план развития, который выполнили досрочно в 1933 г. Административно-командная система пришла на смену рыночной экономике.
С 1929 г. был взят курс на централизацию в управлении промышленностью: региональные власти больше не имеют прав в области управления местной промышленностью, исчезли элементы хозрасчета, усилилось налоговое давление на частные предприятия, уничтожаются концессии.
В 1927 г. реформы прошли и для ВСНХ. Единое центральное управление государственной промышленностью сменили отраслевые главные управления, на которых базировалось планово-экономическое управление.
Важнейшие задачи по перестройке хозяйственного и управленческого аппарата были определены в 1934 г. на XVII съезде партии: разукрупнение наркоматов, чистка госаппарата партии, разукрупнение профсоюзных объединений и т.д.
Новая производственно-территориальная система значительно усилила авторитет отраслевых центральных ведомств.
Реорганизация правоохранительных органов
ЦИК и СНК СССР 20 июня 1933 г. постановил создать Прокуратуру СССР. Однако, органы государственной безопасности действовали на практике без надзора прокуратуры, при этом грубо нарушая процессуальные нормы. Более того, при проведении массовых репрессий применялись сами органы прокуратуры.
Верховный Суд СССР являлся высшим судебным органом страны и избирался Верховным Советом СССР на 5 лет. На него было возложено наблюдение за судебной деятельностью всех судебных органов государства. Верховный Суд СССР мог отменить приговор любого суда и дать руководящие разъяснения по вопросам судебной практики.
10 июля 1934 г. был создан НКВД (общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел), который отвечал за сохранение революционного порядка и государственной безопасности, охрану общественной собственности, а также за запись актов гражданского состояния, пограничная охрана. В его состав входило ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление), известное своими чудовищными репрессиями. Особое совещание, созданное при НКВД, имело право практиковать в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря, а также высшую меру наказания — расстрел.
Основами созданной системы управления являлись:
- пятилетние и годовые планы, распределенные по предприятиям (включали все стороны их деятельности и были обязательны для выполнения);
- рост количества промышленных наркоматов и главков, прямое вмешательство вышестоящих органов в работу предприятий;
- хозрасчет на ограниченной формальной основе;
- введение в механизм хозяйствования репрессивной системы НКВД;
- объединение в единую систему государственных, хозяйственных, управленческих, партийных органов и общественных организаций.
Конституция СССР 1936 г.
В 1936 году была принята новая Конституция, которая отражала преобразования в системе государственного устройства страны, связанных с принятием в состав государства новых союзных республик. Конституция закрепляла руководящую роль ВКП(б) в обществе, победу социализма на территории Советского союза. Конституция отменяла классовые ограничения прав граждан, провозглашала такие права граждан как их неприкосновенность и тайна переписки.
Была введена всеобщая, равная и прямая избирательная система, предусматривающая тайное голосование. Высшая власть, возложенная на Верховный Совет Советского Союза, в период между его заседаниями осуществлялась Президиумом, в состав которого включался председатель, 11 заместителей, секретарь и 24 члена президиума. В рамках Верховного Совета Советского Союза функционировали две равноправные палаты, имеющие равные права: Совет Союза и Совет Национальностей. В 1937 году были утверждены конституции союзных республик.
Такой тип государственного управления сохранялся вплоть до начала Второй мировой войны.