Понятие административных правонарушений
Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие или бездействие человека, за которое законодательством нашей страны устанавливается административная ответственность.
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, за некоторые виды правонарушений налагается административный штраф или арест. К тому же, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации за отдельные виды административных преступлений устанавливаются следующие виды наказаний: штраф, арест, принудительные / исправительные работы, ограничение / лишение свободы.
При определении наказания за то или иное административное правонарушение учитывается вред, который был нанесен обществу, окружающим людям в результате совершения нарушения. Чем сильнее вред отразился на окружающих людях, тем строже будет наказание за совершенное правонарушение. Если в результате совершения правонарушения окружающие люди никак не пострадали, то наказание будет определяться в зависимости от тяжести совершенного правонарушения.
Итак, к наиболее распространенным административным правонарушениям относят:
- курение в общественных местах (наказывается штрафом от двух до трех тысяч рублей согласно части 2 статьи 6.24 КОАП РФ);
- употребление алкоголя в общественных местах (наказывается штрафом от 500 до 1500 рублей согласно части 1 статьи 20.20 КоАП РФ);
- употребление наркотических или психотропных веществ, которые не назначены врачом.
Рассмотрение полицией дел об административных правонарушениях
Согласно статье 23.3. Административного кодекса Российской Федерации полиция занимается рассмотрением дел в сфере:
- защиты окружающей среды;
- контроля за охраной посевов, мест хранения и переработки лекарственных растений;
- транспорта;
- движения;
- коммуникации и информационных технологий;
- предпринимательской деятельности;
- порядка управления (например, регистрация транспортных средств);
- общественного порядка и общественной безопасности.
Порядок разрешения дел об административных правонарушениях, рассматриваемых должностными лицами органов внутренних дел, определяется, прежде всего, кругом должностных функций органов внутренних дел, реализуемых в сфере охраны общественного порядка и безопасности общества.
Рассмотрим порядок разрешения дел об административных правонарушениях на примере подразделения ГИБДД, являющегося составной частью общей подсудности дел отдела полиции, закрепленной в статье 23.3 КоАП РФ.
ГСУ осуществляет административно-юрисдикционную деятельность преимущественно по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения, предусмотренных статьи 12.1-12.34 гл. 12 КоАП РФ. Рассмотрение дел, предусмотренных статьями 12.35-12.36, находится исключительно в компетенции судей.
В то же время сотрудники ГИБДД отвечают за различные административные правонарушения, связанные с эксплуатацией, движением транспорта. К тому же, работники ГИБДД несут ответственность еще и за правонарушения в сфере управления.
Все имеющиеся дела, связанные с совершением административных правонарушений, обычно рассматриваются следующими лицами: начальником ГИБДД и лицом, которое его замещает; работниками ГИБДД со специальным званием; государственными инспекторами, которые отвечают за правильность и безопасность движения на дорогах; государственными инспекторами движения.
Из всех работников ГИБДД, которые имеют специальные полномочия, наибольшую компетенцию в исследовании дел об административных преступлениях имеют именно начальники ГИБДД и лица, которые их замещают. Стоит отметить, что именно начальники и их заместители могут разбирать дела абсолютно обо всех правонарушениях, которые подвластны ГИБДД.
К тому же, начальник и его заместитель вправе разрешать дела о тех правонарушениях, которые предусматривают последующее наказание должностных лиц за использование транспортных средств, загрязняющих атмосферу, или со слишком высоким уровнем шума, который может мешать окружающим людям, создавая какие-то определенные неудобства.
Помимо того, они рассматривают дела, связанные с эксплуатацией гражданами транспортных средств, указанных в статье 8.22, и следят за нарушениями, связанными с использованием транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (статья 11.23).
Они также следят за нарушениями, которые связаны с правилами и нормами регистрации государством различных транспортных средств, но только в том случае, если такая регистрация необходима (статья 19.22).
Стоит отметить, что абсолютно все сотрудники ГИБДД, которые получили специальные звания, имеют довольно широкий круг полномочий.
Сотрудники, имеющие специальные звания, вправе разбирать дела о тех правонарушениях, которые прописаны в 12 главе КоАП.
Административно-юрисдикционные полномочия также возложены на государственных инспекторов, которые отвечают за правильность и безопасность движения на дороге.
Инспекторы могут разбирать те дела о правонарушениях, которые связаны:
- С охраной окружающей среды и природопользованием: использование автомобиля или иного механического транспортного средства, загрязняющего выхлопами двигателя воздух или издающего шум, превышающий максимально допустимый уровень.
- С движением транспорта на дороге: использование на дороге транспортного средства, которое не прошло регистрацию, государственный технический осмотр или имеет заведомо ложные государственные регистрационные знаки, или такие механические повреждения, при которых эксплуатация данного транспортного средства строго запрещена.
- С нарушением правил движения на дороге: использование транспорта на дорогах, не предназначенных для такого вида транспорта; нарушение правил, связанных с регистрацией транспорта, но только тогда, когда эта регистрация обязательна.