Принципы деятельности прокурорского надзора
Принципы – это обязательные, фундаментальные, руководящие положения, определяющие самые значительные признаки и черты многофункциональной деятельности прокуратуры, а также основные требования, которые к ней предъявляются.
Принципы организации и деятельности пронизывают правовые нормы, которые регламентируют деятельность прокуратуры, выступают стержнем всей системы прокурорского надзора. Прокурорские работники при исполнении своих обязанностей и при реализации прокурорского надзора, должны руководствоваться принципами, что обуславливает верное применение ФЗ «О прокуратуре…», принятие законных и обоснованных решений. Точная и конкретная реализация требований, которые предъявляются к прокурорской деятельности, означает последовательное воплощение принципов организации и деятельности прокуратуры.
Основные принципы деятельности прокуратуры (Закон о прокуратуре):
- Принцип централизации. Органы прокуратуры представляют собой единую централизованную систему, которая действует, основываясь на подчинении нижестоящих должностных лиц вышестоящим прокурорам, Генеральному прокурору РФ. Прокуратура представляет собой единое целое и не подразделяется на местные и федеральные органы. Каждый прокурор выступает в пределах своей юрисдикции как представитель единой централизованной прокурорской системы. Прокуроров районов и городов, военных и специализированных прокуроров назначает и освобождает от занимаемой должности Генеральный прокурор РФ. Он же назначает и освобождает от должности ректоров, проректоров, директоров образовательных и научных организаций, филиалов системы прокуратуры РФ. К исполнению всеми работниками органов и учреждений прокуратуры РФ обязательны нормативные акты Генерального прокурора.
- Принцип независимости. Обеспечивает объективность, предоставляет возможность руководствоваться в служебной деятельности только законами, выполнять свой служебный долг. Прокурор осуществляет свою деятельность независимо от органов государственной власти, любое давление, которое может на него оказываться, не допускается. Работники прокуратуры не могут быть членами политических общественных объединений, участвовать в их деятельности. В организациях и органах прокуратуры не допускается создание и последующая деятельность политических общественных объединений и организаций. Прокуроры не могут выступать членами выборных органов.
- Принцип законности. Прокуроры осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с действующем законодательством. Прокуроры не имеют права выступать за пределы своих полномочий. Все изданные Генеральным прокурором указы, приказы, иные нормативные акты должны соответствовать федеральным законам и Конституции РФ.
- Принцип гласности. Реализация принципа благоприятствует информированности органов государственной власти и общества о состоянии правопорядка и законности, повышению правосознания населения и укреплению законности.
Направления деятельности прокурорского надзора
В научной и юридической литературе нет четкого определения понятия «направления деятельности прокурорского надзора». Некоторые исследователи отождествляют направления прокурорского надзора и его функции, считая, что функция – это социально значимое направление деятельности прокуратуры, которое реализуется через вполне конкретные и определенные виды его деятельности.
Роль прокуратуры во всей системе государственных органов определена точностью состава функций и направлений, которые необходимы для реализации задач, возложенных на прокуратуру. Это становится основной правовой категорией, которая объясняет и раскрывает содержание, структуру, направления деятельности прокуратуры.
Основные направления деятельности прокуратуры предопределены ее приоритетами, всем характером прокурорской деятельности. Некоторые исследователи к основным направлениям прокурорской деятельности относят важнейшие составные части базовой функции прокуратуры, которые должны быть обеспечены прокурором в ходе реализации функциональной деятельности в обязательном порядке.
Основные направления деятельности прокуратуры:
- Надзор за исполнением Конституции и законодательства федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации, Следственным комитетом РФ, органами военного управления, органами местного управления, органами контроля, субъектами, осуществляющими общественный контроль в сфере соблюдения прав человека и гражданина в местах принудительного содержания, содействие лицам, которые находятся в местах принудительного содержания, руководителями организаций (коммерческих и некоммерческих), органами управления; надзор за соответствием правовых актов законам.
- Надзор за соблюдением прав и свобод гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации, Следственным комитетом РФ, органами военного управления, органами местного управления, органами контроля, субъектами, осуществляющими общественный контроль в сфере соблюдения прав человека и гражданина в местах принудительного содержания, содействие лицам, которые находятся в местах принудительного содержания, руководителями организаций (коммерческих и некоммерческих), органами управления.
- Надзор за исполнением законодательства органами, которые осуществляют оперативную, розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание.
- Надзор за исполнением законов и подзаконных актов судебными приставами.
- Надзор за исполнением законов и подзаконных актов администрациями учреждений и органов, применяющих меры принудительного характера, которые назначены судом, исполняющих наказание, администрациями учреждений содержания заключенных.
Функции прокурорского надзора
Реализация функций прокурорского надзора представляет собой специфический, характерный только для прокуратуры вид деятельности. Функции прокурорского надзора проявляются в видах деятельности учреждений и органов прокуратуры.
Отдельные авторы к функциям прокурорского надзора относят определенные «участки деятельности»: осуществление правотворческой деятельности, международное сотрудничество, взаимодействие с органами публичной власти и т.д. В большинстве случаев реализация функций прокурорского надзора происходит одновременно по всем направлениям деятельности прокуратуры. Направления и функции тесно взаимосвязаны между собой, направлены на реализацию от имени РФ прокурорского надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, которые действуют на территории России.