Экономическая сущность понятий «трудоустройство» и «занятость»
Трудоустройство — это целенаправленный процесс, осуществляемый государством и общественными организациями для содействия гражданам в поиске и устройстве на работу в соответствии с их профессиональной подготовкой, способностями и призванием, с учетом общественных потребностей.
Обязанность по обеспечению населения работой в РФ возложена на территориальные органы государственной службы занятости.
Использование трудового потенциала населения является эффективным показателем, отражающим политику государства в сфере труда. Рынок труда — это совокупность экономических отношений, обуславливающих обмен трудовыми услугами на материальные и иные выгоды. Занятость и рынок труда неразрывно связаны друг с другом и являются важнейшими социальными индикаторами, позволяющими судить об эффективности проводимых реформ и национальном благополучии страны.
Легальная занятость населения — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законам и приносящая трудовой доход (заработную плату).
Основным принципом трудоустройства и занятости является обеспечение свободы выбора сферы и места труда и запрещение принудительного труда.
Разновидности форм занятости населения:
- по способу участия в общественном труде — самостоятельная занятость, занятость по найму;
- по режиму рабочего времени — частичная (неполная) занятость, полный рабочий день, сверхзанятость;
- по регулярности трудовой деятельности — постоянная занятость, временная занятость, сезонная занятость;
- по условиям организации трудового процесса — типичная (стандартная) и нетипичная (гибкая) занятости;
- по легитимности трудоустройства — формальная занятость, неформальная занятость.
Все разновидности занятости регулируют вопросы трудоустройства, помогают преодолеть экономические проблемы и последствия социально-экономических кризисов. Использование всех форм занятости позволяет достичь макроэкономической эффективности.
Проблемы трудоустройства и занятости в РФ
Включение России в международный интеграционный процесс ведет к необходимости отказа от государственной замкнутости при разрешении большого количества различных вопросов, включая вопросы разработки проблем правового регулирования трудоустройства и занятости.
Государственная политика занятости проводится главным образом за счет средств Государственного фонда занятости, который формируется из средств предприятий, штрафных санкций и финансовой поддержки, оказанной бюджетами отдельных регионов.
В разработке государственных программ занятости населения могут принимать участие профсоюзные комитеты. Профсоюзы вправе предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, которые остались без работы в результате ликвидации и реорганизации предприятия, осуществлять контроль за занятостью, соблюдением законодательства. На практике лидеры профсоюзных комитетов придерживаются позиции руководителей предприятий, а не защищают интересы сотрудников.
В России не признаны приоритетными вопросы сближения промышленности и высшей школы, его финансирования, участие квалифицированных специалистов-производственников в процессе обучения студентов. Отсутствуют государственные программы, законодательные акты и специализированные органы управления, способные решить эту проблему.
Основные проблемы в сфере трудоустройства и занятости в РФ:
- низкая трудовая мобильность рабочей силы;
- несбалансированность спроса и предложения рабочей силы;
- несоответствие между структурой подготовки кадров в учебных заведениях и профессионально-квалифицированным спросом на рынке труда;
- проблемы трудоустройства некоторых категорий граждан (женщин, молодежи без опыта работы, инвалидов и др.);
- низкий уровень социальной защиты безработных граждан.
Проблемы трудоустройства и занятости в зарубежных странах
В ряде стран (Норвегия, Швеция, Финляндия, Франция) государство принимает активное участие в формировании фондов защиты от безработицы. Государственные мероприятия направлены на уменьшение несправедливости и неравенства, существующих в обществе, на основе равного доступа к базовым социальным благам. Активная политика государств направлена на меры по предупреждению безработицы в сочетании с поддержкой безработных граждан.
В Бельгии, Германии, США, Канаде, Великобритании и Японии помимо государственной поддержки функционируют специальные внебюджетные фонды, благотворительные организации, взимаются дополнительные налоги с предпринимателей и др. Государственная служба занятости почти во всех странах (кроме США) оказывает посреднические услуги в трудоустройстве.
Внедрение новейших технологий ведет к распространению среди населения негативного отношения к коллективным договорам высококвалифицированных специалистов и рабочих, предпочитающих работать по индивидуальным контрактам. Это значительно снижает роль профсоюзных комитетов (США, Канада, Великобритания).
В Японии, Китае, Великобритании участие государственных органов в сфере занятости и трудоустройства незначительно — государство принимает минимальное участие в обеспечении трудовыми местами население или полностью отходит от решения этой проблемы.
В США существует разветвленная сеть частных агентств по трудоустройству, что дает большие возможности поиска работы через многочисленных посредников. Однако с помощью частных агентств трудоустраивается только около 6% обратившихся. В Великобритании деятельность частных агентств базируется на лицензировании и постоянном контроле со стороны государства. В Швеции деятельность частных фирм на рынке труда запрещена.
В отличие от РФ в зарубежных странах большое значение придается установлению прямых связей между предприятиями и учебными заведениями.
Прямые договорные отношения позволяют большой части выпускников иметь определенные гарантии занятости. Так, в Японии значительная роль в трудоустройстве выпускников принадлежит системе неформальных связей университетов и фирм. В крупных фирмах каждый пятый сотрудник нанимается через университеты. Рекомендация выпускника службой трудоустройства университета предполагает практически гарантированный прием на работу.