Сущность понятия «предвыборные обещания»
Предвыборные обещания – это речевой штамп, который закреплен за обозначением предвыборных заявлений кандидатов, представителей партий, пунктов их программ, лозунгов, озвучиваемых в процессе предвыборной кампании, которые содержали определенные обещания по изменению в положительную сторону условий жизни избирателей, по широкому кругу вопросов и проблем, наиболее актуальных для данного региона и целевого электората кандидата.
На территориях постсоветского пространства и постсоциалистических стран выражение «предвыборные обещания» употребляется чаще всего в негативном контексте, так как эти обещания, в основном, не выполнялись. Периодически поднимается вопрос о введении определенных законодательных инициатив, которые предусматривали бы введение ответственности в результате невыполнения предвыборных обещаний, попытки привлечь разных политических деятелей по нормам законодательства, существующего на данный момент.
На сегодняшний день понятие «предвыборные обещания» остается относительно размытым. Обозначаемые предвыборными обещаниями положения программы, предвыборные заявления, относятся к средствам предвыборной агитации, но не к нормам, определяющим полноценную гражданско-правовую сделку – голос избирателя в обмен на обязательства кандидата выполнить конкретные действия (не допустить каких-либо определенных последствий или добиться конкретного результата).
Механизмы контроля выполнения предвыборных обещаний
Основной механизм, который позволяет проконтролировать выполнение предвыборных обещаний – императивный мандат с наказами избирателей, обязательными к выполнению. Императивный мандат – это определенное ограничение в действиях выборного лица некоторыми условиями, при нарушении которых это лицо может быть отозвано. Например, депутат может быть ограничен запретом на выход из фракции или требованием исполнения наказов своих избирателей. При императивном мандате возможно проведение процедуры отзыва депутата, который не выполнил требования.
Процедура отзыва депутата может быть осуществлена разными способами:
- открытым голосованием на собрании избирателей (Чехословакия, Венгерская Народная Республика, СССР);
- тайным голосованием избирателей (Румыния, Польша, СФРЮ);
- самим представительным органом по ходатайству избирателей (Германия).
Пример применения императивного мандата: выборы депутатов Генеральных штатов во Франции. Французская революция привела к отказу от использования императивного мандата, провозглашению Генеральных штатов собранием представителей французской нации, а не собранием депутатов от отдельных округов. Генеральные штаты были преобразованы в Национальное собрание.
Императивный мандат присутствовал в избирательном праве всех стран социалистического лагеря. В настоящее время в большинстве стран императивный мандат отсутствует. Считается, что депутат должен руководствоваться совестью и внутренними убеждениями. Процедура отзыва депутата отсутствует. Применение императивного мандата невозможно при использовании пропорциональной избирательной системы. Так как избиратели голосуют по партийным спискам, именно поэтому связать конкретного депутата личной ответственностью нельзя.
В современном мире императивный мандат применяется в Северной Корее, КНР, на Кубе, на территории Северной Сирии. Согласно правовой позиции Конституционного суда депутат регионального парламента не лишается мандата при выходе из партии, от которой избирался.
Основные предвыборные обещания
Организационно-массовое направление (непосредственная работа в ходе выборов с избирателями) считается намного эффективнее, чем агитация через средства массовой информации или наружную рекламу. При личном контакте кандидата с избирателями удается добиться высокой степени убедительности, адресности и доверительности.
В развитых странах поддержать стабильность политической системы позволяет тактика проведения выборов, основанная на работе отлаженных механизмов деятельности разных политических партий. Без поддержки команды победа кандидата невозможна, какой бы сильной не была предвыборная программа с обещаниями и как бы эффективно не использовались методы агитационно-рекламного направления.
У любой предвыборной программы должна быть опора для ее реализации в реальности. В программах, которые предусматривают увеличение инвестиций в образование, здравоохранение, общественный транспорт или социальное жилье основными характеристиками являются плотность и скученность.
Основные предвыборные обещания:
- нормализация международных отношений;
- уничтожение всех форм проявлений терроризма, борьба с распространением радикального ислама;
- реализация целевых правительственных программ строительства жилья;
- экологически-экономические программы, экономический рост в стране;
- создание современной индустрии (модернизация экономика, техническое перевооружение промышленности, трансформации системы образования, улучшение инвестиционного климата, повышение безопасности труда и производительности);
- достаточное количество рабочих мест в сфере высоких технологий;
- ограждение от наплыва нелегальных мигрантов (используется чаще всего в западных странах);
- уничтожить в стране коррупцию;
- повышение уровня жизни населения, уничтожение бедности, рост зарплат;
- уменьшение материального неравенства;
- увеличение социальных выплат (рост стипендий и пенсий), предоставление всем детям возможности пребывания в дошкольных учреждениях;
- предоставлять населению пенсии, достаточные для достойной жизни;
- устранение неравенства и диверсификация экономики;
- обеспечение всеобщей диспансеризации, оснащение лечебных заведений современным медицинским оборудованием;
- бездефицитный бюджет и улучшение бизнес-климата.
Как правило, прошедшие в президенты кандидаты, обладают достаточным количеством политических, административных, правовых, финансовых, силовых и экспертных ресурсов для выполнения большинства своих предвыборных обещаний.