Понятие и сущность правовой социализации
Правовая социализация является процессом усвоения человеком системы правовых ценностей, знаний и норм, благодаря чему он успешным образом адаптируется к общественно-правовой жизни.
Её итог - принятие человеком части культурного правового наследия, которое является актуальным не только для него лично, но и для всего общественно-исторического процесса, субъектом которого он является.
Присоединяясь к сформировавшемуся регламенту жизнедеятельности собственной социальной группы, человек проявляет негативное отношение к любому отклонению от социально-правовых установок, действующих в настоящий момент, он начинает принимать участие в противоборстве с деструктивными силами, действия которых направляются против сформировавшегося порядка в обществе.
Получая необходимые правовые навыки и умения регулирования отношений с иными членами в обществе, он может не лишь на продуктивной основе взаимодействовать с ними, но и укреплять или даже увеличивать собственный статус, успешно исполняя роль, предназначенную ему социумом.
Эволюция теории правовой социализации
Зарождение идеи правовой социализации пришлось на 60-е годы 20 столетия. На первоначальном этапе она пребывала в сильной тематической и методологической зависимости от политологии, потому как выработка новой проблематики осуществлялась в контексте разрешения вопросов политической социализации.
В контексте исследования проблем правовой социализации стала складываться концепция когнитивного развития, сторонники которой – Э. Кон, Д. Луин-Тапп, С. Вайт, признали когнитивный дифференциал правового мышления главенствующим фактором в эволюции человека как правового субъект.
Её развитие происходило в контексте методологического противоборства идеологии социального обучения, активно использовавшейся исследователями, к примеру, криминологами Р. Берджесом и Р. Эйкерсом, в 60-е годы при выделении внешних детерминант модели правового человеческого поведения.
В 80-е годы теория правовой социализации получила собственное развитие. Учеными был произведён сравнительный анализ моделей правовой социализации в различных странах, в их числе США и СССР.
Они поднимали комплекс социокультурных, теоретико-методологических и эмпирических вопросов, которые имеют отношение не лишь к правоведению, но и ккультурологи, социологии, конфликтологии и психологии. В данный период проводились масштабные исследования в сфере правовой социализации подростков и детей.
Ценный вклад внесли социологи и психологи в изучение развития нравственных ориентаций и ценностей правового поведения. Ученые подчеркнули важнейшую роль ранней социализации в психосоциальной личностной эволюции. Их усилия сосредотачиваются на проблематике формирования позитивных ориентиров в этическом и социальном детском развитии. В работе «География правовой социализации: общественные и научные вехи» исследовательница американского происхождения Д. Тапп дала оценку эволюции теории правовой социализации.
Девяностые годы 20 столетия отличились перевесом компаративистских исследований национальных моделей в правовой социализации, значимой дифференциацией направленностей научных исследований такого феномена. Внимание ученых обращено на целое множество взаимосвязанных проблематик правовой человеческой социализации:
- образование национальной модели социализации;
- трансформация гражданского правосознания в транзитивный период общественного развития;
- религиозные и духовные аспекты развития системы ценностей культуры права;
- роль правового менталитета при механизме социализации, институты гражданского общества в образе агентов социализации;
- деформация правового сознания;
- ресоциализация права и т. п.
В данный период к исследованию такой проблематики активнейшим образом подключались учёные российского происхождения.
В 21 веке ученые особенное внимание обратили на изучение аспектов формирования национальных моделей правовой социализации. Они занимаются исследованием проблематик управления процессом правовой социализации в молодёжной среде, увеличения роли социальных институтов в форме её агентов, мониторинга социализирующих функций в образовательных учреждениях, формирования новых технологий пенитенциарной ресоциализации, определения позитивных факторов, которые способствуют ей.
Механизм правовой социализации личности
Правовая социализация проистекает в социокультурной среде, на изменение качества которой оказывают опосредованное или прямо направленное влияние различные материальные и духовные факторы, которые образуются постоянно изменяющиеся многоуровневые мультисистемы, непосредственным образом определяющие тенденции в развитии правовой общественной культуры.
К числу основополагающих составляющих механизма правовой социализации традиционно относят:
- Ориентиры - эталоны правового поведения, которые доминируют в обществе;
- Сформировавшуюся в социуме систему иерархий социально-правовых ролей и статусов;
- Непрерывно развивающийся институт правового обучения воспитания.
Эталоны, которые служат для индивида маяками правового поведения, образуются в итоге исторического развития системы регуляторов жизнедеятельности в социуме. Модель правового поведения, становясь образцом, вызывала общее одобрение и устремление индивидов к ориентиру на иерархию ценностей, заложенных в ней. Становясь частицей правовой культуры, ориентиры-эталоны способствовали организации коллективной людской деятельности. Они подвергаются изменениям, в зависимости от скорости протекания процессов в общественной среде, обладающих эволюционным или революционным характером.