Элементы процесса правотворчества
Правотворчество – процесс создания или изменения нормативно-правовых актов субъектами, наделенными специальными полномочиями.
Эта деятельность всегда носит сознательно-волевой характер и приводит к формированию юридических норм. Выделяют два смысла правотворчества:
- узкий – процесс создания правового акта;
- широкий – включает все этапы, предшествующие созданию правового акта, а также его опубликование.
В структуру процесса правотворчества могут входить и действия, не являющиеся юридически значимыми, но организующими процесс правотворчества как целое, сказывающиеся на его качестве. Элементы правотворческого процесса:
- субъекты;
- предмет;
- стадии;
- ответственность.
Субъекты правотворчества
Состав субъектов правотворчества определяется Конституцией РФ и принятым на её основе законодательством.
К субъектам правотворчества относятся:
- законодательные органы власти;
- органы исполнительной власти;
- народ;
- органы местного самоуправления;
- негосударственные органы.
Правотворчество представительных органов власти получило название законотворчество. Законы образуют фундамент правовой системы государства, любые нормативные акты, принимаемые другими субъектами правотворчества, не должны противоречить законам.
Правотворчество органов исполнительной власти получает название подзаконного. Субъекты принимают только те виды правовых актов, которые входят в его компетенцию, определенную соответствующим законом.
Правотворчество народа осуществляется в форме референдума. Принимаемые на референдуме правовые нормы обладают высшей силой. Так, именно на референдуме была принята Конституция РФ.
Особенности правотворчества народа (непосредственного):
- высшая юридическая сила;
- решения не нуждаются в дополнительном утверждении;
- решение может быть отменено только другим референдумом;
- свободное волеизъявление;
- организация и финансирование референдума осуществляется за счет государства.
Правотворчество муниципальных органов власти называют также делегированным, так как право принятия нормативных актов передано им законодательными органами.
Стадии правотворчества
Процесс правотворчества осуществляется в определенной строго закреплённой последовательности.
Основные стадии правотворчества:
- подготовка проекта нормативно-правового акта;
- принятие правового акта и вступление его в силу.
Каждая из указанных стадий содержит элементы, описывающие механизм правотворчества подробнее. В структуре стадии подготовки проекта выделяют:
- исследование общественной потребности в нормативно-правовом акте;
- принятие решения о подготовке проекта правового акта;
- формирование команды юристов, готовящих проект нормативного акта;
- разработка текста и его предварительное обсуждение;
- предварительное обсуждение правового акта и согласование поправок, вносимых заинтересованными лицами;
- утверждение проекта правового акта.
Поскольку правотворческие органы могут не располагать достаточным количеством специалистов, владеющих юридической техникой подготовки правовых актов, то к работе могут привлекаться правоведы научных институтов.
Результат этой стадии – разработка концепции проекта закона, либо другого правового акта как одной из формы правотворчества.
Стадия принятия правового акта состоит из следующих элементов:
- обсуждение проекта;
- доработки проекта;
- принятие проекта субъектом правотворчества;
- подписание (для законов);
- опубликование и вступление в силу.
В зависимости от субъекта правотворчества и вида принимаемого нормативного акта, стадии могут отличаться.