Россия как правовое государство
Правовое государство — это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой гарантируются и признаются естественные права человека, проводится разделение власти на эффективно взаимодействующие между собой ветви (законодательную, исполнительную, судебную), обеспечивается верховенство закона и взаимная ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством.
История формирования и развития правового государства в России включает несколько этапов:
- 1 этап (втор. половина XIX в. до Октябрьской революции 1917 г.) — развитие идей правового государства находится под воздействием западных демократических идей;
- 2 этап (1917-1985 гг.) — развитие правовых идей осуществляется в условиях сохранения самодержавной власти;
- 3 этап (с 1985 г. до настоящего времени) — развитие права осуществляется на фоне и в контексте сильных дискуссий о соотношении права и государства.
Основные признаки правового государства:
- верховенство права — закон должен быть правовым, соответствовать естественным правам человека;
- взаимная ответственность государства и граждан;
- разделение властей;
- гарантия гражданских прав и свобод;
- соответствие национального законодательства международным нормам.
В Конституции РФ указано, что составной частью правовой системы России являются международные договоры, общепризнанные нормы и принципы международного права.
Правовое государство базируется на:
- механизмах соблюдения иерархии нормативно-правовых актов, недопущения превалирования актов более низкой юридической силы над актами с более высокой юридической силой;
- независимости разных ветвей власти, при этом суды наделяются обширными компетенциями, включая проверку соответствия действий должностных лиц и решений государственных органов законодательству;
- единообразии судебной практики, при этом суды руководствуются конкретными нормами права;
- возможности граждане участвовать в правовом регулировании общественных отношений.
Основные направления правовой реформы в современной России
Правовая система строится с учетом изменений политического и экономического строя государства, политической и экономической структуры общества.
На необходимость проведения правовой реформы указывает ряд факторов (экономических, политических, социальных):
- функционирование многопартийной политической системы;
- потребность в сильной нормативной базе, соответствующей внутренним и внешним условиям;
- становление инновационной экономики;
- изменение внешнеэкономических приоритетов.
Ввиду движения в направлении восстановления суверенных потенциалов России, выражения ее цивилизационной самобытности, в стране остро стоит вопрос о необходимости проведения правовых реформ. В правовой сфере в последние годы намечена тенденция, условно определенная как «консервативный правовой поворот Путина».
Реформирование правовой системы включает принятие законов, выражающих ценностные установки, которые диссонируют с либеральным направлением правовых реформ прошлого периода:
- запрет пропаганды гомосексуализма;
- изменения законодательства для противодействия оскорблению религиозных чувств и убеждений граждан;
- закон «О нежелательных организациях»;
- закон «Об иностранных агентах»;
- закон «О клевете»;
- установление ограничений в Интернете;
- запрет на иностранные счета для чиновников;
- законы о неуважении к власти и фейковых новостях;
- «Закон Димы Яковлева».
Правовая реформа в РФ затрагивает следующие вопросы: пересмотр взглядов на суть права на основе концепции разграничения закона и права; трансформация общества при помощи права.
Основные направления правовой реформы:
- упрочение конституционных основ;
- законодательное совершенствование положений Конституции;
- законодательное обеспечение развития РФ как социального государства;
- завершение реформирования судебной системы;
- правовое обеспечение становления и функционирования инновационной экономики;
- эффективность подготовки квалифицированных специалистов и кадровое обеспечение реформ;
- формирование целостной правовой базы;
- совершенствование правовых основ федерализма;
- обеспечение эффективной деятельности органов местного самоуправления.
Реформирование судебной системы
Основным направлением правовой реформы является развитие судебной системы в качестве самостоятельной ветви государственной власти, формирование условий для ее эффективной деятельности. Содержание, цели и задачи судебной правовой реформы определяют целевые программы.
Судебная власть существует исключительно, как государственно-правовой институт, который должен удовлетворять потребности общества, граждан и государства в справедливом, законном разрешении споров о праве, появляющихся в процессе реализации прав (обязанностей) субъектов правоотношений.
Основные направления судебно-правовых реформ:
- повышение престижности судебных органов;
- укрепление независимости судей;
- повышение профессионального уровня работников аппаратов судов, Судебного департамента судей;
- повышение ответственности судей;
- реализация конституционных принципов судопроизводства;
- обеспечение надлежащего материально-технического обеспечения и финансирования судебной власти;
- создание эффективной информационной системы судебной власти.
Активизация нормотворческой деятельности, повышение значения и роли судебной защиты граждан, фундаментальное обновление законодательства нуждаются в квалифицированном юридическом обеспечении. Остро стоит вопрос осмысления законопроектной и правоприменительной деятельности судов, подготовки будущих судей, специалистов для работы в судебной системе, повышения их квалификации.
Одновременно с увеличением числа сотрудников судебной системы важно создать компьютеризованные автоматизированные рабочие места, локальные вычислительные сети с общедоступными, централизованными информационно-правовыми ресурсами.