Правовая регламентация финансирования мероприятий в сфере охраны труда
Вопрос финансирования мероприятий регламентируется в ст. 226 ТК РФ. В частности, вопросы финансирования в данной сфере регламентируются планированием мероприятий в сфере охраны труда и улучшений условий работы.
Финансирование данных мероприятий касается вопросов улучшения условий в сфере охраны труда, физические лица и организации осуществляют добровольные взносы в данную сферу.
В рамках финансирования условий в сфере охраны труда участвуют работодателями, кроме таких субъектов, как:
- государственные унитарные предприятия;
- федеральные учреждения.
Финансирование данных мероприятий осуществляется в размере 0,2% от сумму затрат в сфере производства какой-либо продукции, а также товаров и услуг.
Имеется также типовой перечень по ежегодно реализуемым средствам за счет:
- улучшения условий труда и отдыха,
- вопросов снижения риска в данной сфере,
- осуществления функций в сфере выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда.
В различных отраслях экономики, субъектов РФ, на иных территориях, также работодатели могут создавать определенные фонды, за счет которых финансируются трудовые мероприятия. Финансирование осуществляется на основании федерального законодательства, законодательства субъектов, а также нормативно правовых актов субъектов.
Современные условия финансирования охраны труда
Необходимо констатировать тот факт, что большинство работодателей на сегодняшний день игнорирует требования статьи 226 Трудового кодекса РФ, которая позволяет существенно улучшить финансирование различных мероприятия в сфере охраны труда. Данная статья позволяет создавать фонды в рамках организации, за счет которых осуществляется дополнительное стимулирование работников.
С того момента, как в силу уступила данная статья, в нее неоднократно вносились изменения. Это было связано с необходимостью адаптации ее к современным сложившимся условиям в сфере финансирования каких-либо трудовых мероприятий.
В современном виде данная статья существует уже несколько лет, однако существенного улучшения в нормах не наблюдается, по сути, на сегодняшний день она является формально функционирующей.
Финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов, а также местных бюджетов, могут взыскиваться и иные источники в данной сфере.
Впервые данная норма дала сбой в связи с принятием постановления Правительства от 2004 года №329. В частности, ранее действующие постановления предусматривали возможность взыскания штрафов с целью финансирования каких-либо компании в рамках трудового законодательства. В последующем данное постановление неоднократно при останавливалась и в итоге было отменено. Вопросы финансирования зависели от финансовых возможностей компании.
Примером в данном случае является постановление Администрации Кемеровской области от 2014 года № 127, которое предусматривает детальный порядок финансирования мероприятий, направленных на улучшение условий в сфере охраны труда.
Вместе с тем Закон Бурятии от 2003 года практически полностью нас отсылает к иным нормам, не содержащим активного инструмента регулирования данного вопроса. Поэтому основной проблемой в данной сфере является отсутствие четко прописанного законодательного положения относительно финансирования мероприятий в сфере охраны труда.
Заставить работодателя реализовывать норму достаточно сложно, однако на практике имеются положения, которые опровергают данную точку зрения.
Так, в Республике Бурятии было установлено в 2015 году, что один из работодателей ненадлежащим образом исполняет свои обязанности в соответствии с вышеуказанной статьей. В частности, здесь рассматривался акт, в котором были обозначены вопросы относительно финансирования мероприятий в сфере охраны труда, не делались взносы на соответствующий пункт. В частности, работодатель считал, что поскольку он работает в администрации, он не реализует никаких товаров, не предоставляет услуги, то не должен предусматривать данный пункт расходов в своей смете. Кроме того, он указывал на тот факт, что в бюджет муниципального образования также не включался в соответствующий пункт расходов, а раз он отсутствовал, невозможно было конкретно определить ту сумму, которая должна была пойти в рамках данных отчислений в фонд финансирования охраны труда. Как отметил суд, работодатель должен был потратить не менее 0,2 % на финансирование условий сфере охраны труда в соответствии с вышеуказанной статьей Трудового кодекса РФ. Так как работодатель не являлся государственным унитарным предприятием или федеральным учреждением, которые освобождаются от соответствующих взносов, соответственно данный фонд должен был существовать.
Система охраны труда
В рамках организации может действовать электронная система охраны труда, который может включать в себя в смету расходов на мероприятия в сфере улучшения условий и охраны труда. Она представляет собой огромную систематизированную базу рекомендации по всем вопросам, касающимся в том числе и финансирование труда. То есть в поисковой строке можно задать какой-либо вопрос, и получить четкий ответ на него, при этом не сомневаюсь в его актуальности и соответствие действующему законодательству. Представляется необходимым введение данные базы абсолютно в каждой организации и на предприятиях.
Работодатель на сегодняшний день в рамках данной статьи приобрели право реализовывать денежные средства, которые были получены за счет взносов, для развития физической культуры и спорта в рамках своих трудовых коллективов, например, для создания спорт-клубов, секций, проведения физкультурных мероприятий и соревнований, создания физкультурного комплекса, включая оплату тренеров, которые привлекаются для работы с персоналом, лечащих врачей, которые будут контролировать состояние работников. Отдельные денежные средства могут затрачивается на занятие лечебной физкультурой, включая труд необходимых врачей-специалистов.