Понятие и назначение производства по делам об административных правонарушениях
Предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях и региональными законами деликты являются основой привлечения виновных лиц к административной ответственности. В целях реализации целей и задач административно-деликтного законодательства, указанных в ст. 1 КоАП РФ, функционирует система производства по делам об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях – система действий и решений, обеспечивающая достижение целей законодательства об административных правонарушениях.
В ст. 24.1 КоАП РФ названы основные задачи производства по административным правонарушениям:
- установление обстоятельств совершенного административного правонарушения;
- разрешение дела об административном правонарушении на основании закона;
- реальное исполнение решения по административному делу;
- профилактика совершения административных деликтов.
Принципы производства
Проявлением специфики административно-деликтного производства являются лежащие в его основе принципы.
- Принцип языка производства. В отличие от уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, производство по административным делам может вестись не только на русском языке, но и на языке республики в составе России, орган административной юрисдикции которой рассматривает административное дело (ст. 24.2 КоАП РФ). При этом участники, не владеющие русским языком или языком республики в составе России не могут быть ограничены в праве пользоваться родным языком и помощью переводчика.
- Принцип сочетания открытости и закрытости. Общим правилом является публичность рассмотрения административных правонарушений как в судах, так и иных органах государственной власти (ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ). В закрытом порядке могут быть рассмотрены дела, содержащие охраняемую законом тайну, дела о нарушениях, зафиксированных автоматическими техническими средствами, и т. п.
- Принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ). Лица, привлекаемые к административной ответственности, не могут пользоваться преимуществами в силу своих особенностей (пола, места жительства или нахождения, должностного положения, организационно-правовой формы и пр.).
- Принцип презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ). В административном производстве, как и в уголовном процессе, действует принцип презумпции невиновности, означающий, что лицо, в отношении которого ведется административно-деликтный процесс, считается невиновным до момента вступления в силу постановления органа административной юрисдикции.
Особенностью презумпции невиновности в производстве об административных правонарушениях является то, что на лицо, привлекаемое к административной ответственности за деликты в сфере благоустройства или деликты, зафиксированные специальными средствами, возлагается бремя доказывания собственной невиновности (например, факт управления транспортным средством иным лицом).
Структура производства
Как и в уголовном процессе, по делам об административных правонарушениях подлежат установлению две группы обстоятельств:
- главный факт (событие правонарушение и виновность нарушителя);
- второстепенные факты (смягчающие и отягчающие обстоятельства, иные имеющие значение обстоятельства).
Исходя из этого деления структуру административно-деликтного процесса можно условно разделить на две части:
- рассмотрение административного правонарушения по существу;
- вспомогательные процедуры.
Производство по факту правонарушения по существу проходит в четыре этапа:
- возбуждение административного дела (составление протокола осмотра, протокола о применении обеспечительных мер, протокола, определения или постановления о правонарушении);
- рассмотрение дела и вынесение постановления по делу;
- обжалование постановления в 5- или 10-дневный срок;
- вступление постановления в силу и его исполнение.
Сопутствующими производству по делу являются процедуры о применении мер обеспечения, таких как доставление, задержание, освидетельствование, временный запрет деятельности и т. п.