Понятие политического консультирования
Политический консалтинг, или политическое консультирование – это одна из областей применения технологий по связям с общественностью, которая заключается в предоставлении профессиональной помощи в решении определенных политических задач тем категориям граждан, которые в ней нуждаются.
Политический консалтинг представляет собой научное направление, которое изучает обеспечивающую потребности социума деятельность индивидуумов и групп, осуществляемую с целью изменения социально-политической ситуации. Эта деятельность связана с предоставлением советов, которые должны обеспечить достижение политических целей.
Основная роль политического консультирования:
- обеспечение концептуальными структурами;
- разработка соответствующей терминологии;
- проведение исследований.
Процесс политического консультирования включает последовательную серию шагов, действий, организованных событий, которые осуществляет политический консультант для достижения необходимых результатов.
Функции политического консультирования
Функции политического консультирования:
- изучение политической ситуации (от изучения имиджа конкретного субъекта политической ситуации до изучения выборной истории социума);
- прогнозирование политической ситуации;
- реализация маркетинговых аспектов (разработка стратегических программ и планов, позиционирование в политике, формирование имиджа и т.д.);
- формирование и изменение структур, которые являются субъектами политической ситуации и оказывают на нее влияние;
- оценка эффективности мероприятий и проектов, которые призваны определенным образом оказать влияние на существующую политическую ситуацию;
- оперативное реагирование на изменение политической ситуации;
- реализация тактических и стратегических планов воздействия на политическую ситуацию.
Обеспечение данных функций осуществляют консалтинговые компании. Политические консультанты являются субъектами политической ситуации. Они выполняют услуги по обеспечению функций политического консультирования.
Субъекты и типология политического консультирования
Основными субъектами политического консультирования являются консалтинговая компания (группа политических консультантов) или политический консультант, которые реализуют функции политического консультирования согласно с поставленными целями.
Политический консультант выступает воздействующей стороной на общество, группы людей и отдельные индивидуумы, которые имеют потребность во влиянии на политическую ситуацию (еще один субъект политического консультирования). К воздействующей стороне политического консультирования как субъекты относятся отдельные политики. Их воздействие является опосредованным вторичным, первичным воздействием является влияние политического консультанта.
В зависимости от субъектов политического консультирования выделяют:
- политический консалтинг, который осуществляется «изнутри» структуры аппарата политика (консультантами, советниками, помощникам), взаимоотношения субъектов политического консультирования строятся по принципу «начальник – подчиненный»;
- политический консалтинг, который осуществляется «извне» (независимыми консультантами из консалтинговых фирм или научных учреждений), взаимоотношения субъектов политического консультирования строятся по принципу «клиент – исполнитель».
В зависимости от внутрикорпоративной деятельности клиента политическое консультирование и консультантов можно разделить на внешние и внутренние. Внешние политические консультанты – это независимые индивидуальные консультанты и консультационные фирмы, которые оказывают услуги на основе соответствующего договора. Внутренние политические консультанты – это специалисты, занятые в штате определенной организации и представляющие научно-внедренческую, «штабную», аналитическую систему организации.
Политическое консультирование по признаку формальности взаимодействия субъектов подразделяется на:
- Неофициальное (неформальное) консультирование. Аттестуется по субъектам, содержанию, источникам, стилю и форме запроса, предоставления рекомендаций и советов. К такому консультированию относятся ситуации, когда советчиками политического деятеля являются родственники и члены семьи политического деятеля, друзья, незнакомые и случайные люди, которые могут высказываться на митинге, улице, при разного рода встречах и т.д.
- Официальное (формальное) консультирование. Это все виды политической, служебной, профессиональной информации, все специальные средства массовой информации, специальные обращения за консультацией к политическому консультанту, помощнику, штатному сотруднику, в консалтинговую фирму и т.д. Официальное консультирование – это отношения между консультантом и клиентам, при котором оба субъекта находятся в непосредственной связи друг с другом. Клиент занимает более высокое положение, чем консультант и является прямым или косвенным начальником для источника консультации.
- Смешанное консультирование. В этом случае одна из сторон играет официальную роль, а другая – неофициальную. Государственный деятель или политик обращается за советом к политическому консультанту, с которым находится в официальных отношениях (политических, властных, служебных и т.д.), но хочет при этом получить неофициальное мнение. При определенных условиях такое мнение может использоваться в качестве политического инструмента (лидер партии, президент и другие лица могут публично ссылаться на мнение своих советников, помощников, министров, экспертов).
Каждый из типов политического консультирования обладает определенной информационной, когнитивной, политической и практической ценностью. На практике можно использовать все три типа политического консультирования, изменяя их соотношение в зависимости от общей политической ситуации, особенностей характера консультирования, от проблемы, которая вызывает потребность в консультации, от конкретных поставленных целей.