Понятие «политические технологии»
Политические технологии – это совокупность различных методов, способов и процедур влияния на широкие массы населения для изменения их политического поведения и решения управленческих и политических задач.
На выборах всегда существует один главный вопрос, на который дают ответ люди, приходя на избирательные участки. Задача кандидата и полит-консультанта сформулировать и навязать его гражданам. Без политтехнологов не обходится сегодня ни одна политическая партия, невозможно проведение качественной кампании.
Политические технологи участвуют в структурировании политического процесса, организуют митинги, съезды, конференции, пресс-конференции, конструируют информационные потоки.
Технологии выборов – это определенный комплекс мер, направленных на повышение эффективности предвыборной кампании, то есть это могут быть акции, агитации и разного рода мероприятия.
Существуют такие технологии, которые противоречат этике политической борьбы. Поместить рекламу на телевидении, повесить баннер, раздать листовки – эти способы давно не работают.
Грамотные политтехнологи должны быть готовы к тому, что будет:
- распространение слухов - может просочиться та или иная информация (в основном в маленьких городах и поселках);
- произойдет клонирование кандидата (подставные люди принимают участие в выборах и в определенный момент отдают голоса в пользу своего кандидата);
- дискредитация оппонента от его имени (якобы раздал просроченные продукты);
- необходимость повышения собственной популярности кандидата (благотворительность или несчастный случай, о которых расскажут в СМИ);
- шоу бизнес на политике - когда популярные артисты во время концерта рекламируют того или иного кандидата.
Во время выборов в обществе происходит избирательная лихорадка, поэтому все технологии манипулируют нашим сознанием. Выборы носят определенный временной характер, что накладывает отпечаток на применение технологий.
Базовые инструменты предвыборной кампании
Информационную кампанию необходимо начать за три месяца до назначения, чтобы правильно расставить акценты в информационном поле. Нужно собрать информацию о других кандидатах, узнать, кто за ними стоит и постепенно влиять на общественное мнение.
Базовые инструменты, которые используются в информационном сопровождении предвыборной кампании:
- формирование информационного поля вокруг всех кандидатов;
- резонансные компроматы на кандидатов;
- позитивный информационный фон о своем кандидате;
- три ключевых слова;
- 10 направляющих принципов.
Мозг человека плохо запоминает сложные фразы, состоящие более чем из трех фраз. Три отличительные черты человек запомнит легко и просто. Поэтому для кандидата необходимо создать три мощных, хорошо дифференцирующих его ключевых слова, с которыми он будет прочно ассоциироваться у электората. Эти три слова должны на подсознательном уровне создавать позитивную связь со всеми типами людей: визуалами, вербалами, мыслителями, охватывая все возраста и группы населения, взывая к их умам и сердцам. Человек принимает решение на эмоциональном уровне в 3 тыс. раз быстрее, чем на рациональном. Массам внушают определенный набор ценностей правил, принципов и убеждений.
Феномен власти
Кандидат должен нравиться и вызывать доверие, поэтому политтехнологи обучают человека определенным навыкам, определенному восприятию и готовности идти, бороться, преодолевать себя и трудности. Готовый кандидат с первых минут общения должен легко располагать к себе собеседника, уметь манипулировать и подчинять огромные массы людей. Одна из главных загадок человечества – это феномен власти.
Как один человек может управлять миллионами:
- харизма – это определенная энергетика, которая притягивает человека, заставляет уважать лидера, складывается из психической энергии людей, которые думают об этом человеке;
- энергия толпы (секрет 12) - известно, что если расставить в толпе людей на каждую дюжину своего человека, то кандидат получает желаемую и послушную массу митингующих, «свои» люди слушают лидера и первыми начинают реагировать на слова, приветствовать, выкрикивать лозунги и аплодировать;
- рейтинг и анти-рейтинг с помощью человеческого фактора и денег - эмоции, внимание, согласие или не согласие, компромат, негативные отзывы, ненависть – все это работает на появление яркого, узнаваемого лидера;
- гипотеза генетической основы лидерства - определенное сочетание хромосом дает возможность человеку подчинять себе других людей, всех политических лидеров объединяет повышенное содержание гормонов серотонина, дофамина и тестостерона.
Политические технологии и пропаганда
Избиратель убежден в том, что выбирает кандидата умом, а не сердцем. На самом деле, за его отметкой в бюллетене стоит серия манипуляций предвыборной кампании, которые влияют на наши эмоции, а значит и на выбор. Психологи утверждают, что люди выбирают человека с открытыми чертами лица - добрый и заботливый, излучающий счастье. В мире с развитыми технологиями пропаганда увеличилась в несколько раз.
Для достижения целей, политические технологи применяют такие приемы:
- Страница в Инстаграмме или Фейсбуке с ежедневными постами. Это целая стратегия: неформальные разговоры с молодежью и встречи с политиками, фото с детками. Предоставляют новость в том виде, которая выгодна определенной финансово-политической группировке.
- «Неизвестный авторитет». Доказано, что самым излюбленным методом влияния оказывается обращение к авторитету (ученому, священнику, эксперту, важной политической фигуре).
- Банальный рассказ (будничный прием). Когда в СМИ телеведущие рассказывают ровным, спокойным голосом о погоде, экологических катастрофах, политических переворотах, насилии и несправедливости. После нескольких недель обработки люди привыкают к такому тону и спокойно воспринимают все происшествия, которые происходят в стране, становятся безразличными. Таким приемом пользовались власти Чили в 1973 г. во время государственного переворота.
- Принцип контраста. Это когда один кандидат старается высветить в СМИ свою благотворительность для инвалидов и сирот детского дома, а своим оппонентам в это время устраивают скандалы. На таком контрасте людям будет банально просто сделать свой вывод.
- Эффект присутствия. Включает в себя ряд трюков, что имитирует реальность. Все как-бы репортажи с места аварий, криминальной хроники, поимка бандитов или автокатастрофы. Сыгранный спектакль в итоге создает ощущение страшной действительности.
- Эмоциональный резонанс. Одно из основных правил пропаганды гласит, что в первую очередь нужно обращаться не к разуму, а к чувствам человека. Если влияние происходит на эмоциональном уровне, то тут неизбежно произойдет цепная реакция в обществе
- Забалтывание. Используется, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению или кандидату: компромат, информационный взрыв. Также применяют информационный шум в виде незначительных по важности новостей, для отвлечения внимания.