Основания разграничения подведомственности
Подведомственностью является отнесение споров о праве в ведение различных органов и судов. Другими словами, подведомственность определяет круг гражданских дел, которые по закону должны разрешаться определенными государственными органами или общественными организациями в соответствии с их компетенцией.
Общие основания разграничения подведомственности вытекают из:
- характера спора;
- субъектов спора;
- наличия или отсутствия спора;
- наличия между участниками спора договора.
От характера спора зависит подведомственность органов судебной власти. При определении субъектов спора становится возможным проведение разграничения между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Наличие или отсутствие спора служит основанием определения подведомственности судов и органов исполнительной власти, которые занимаются регистрацией юридических фактов – нотариусов и органов загса.
От наличия договора между участниками спора зависит подведомственность дел государственным и негосударственным третейским судам. На основании общих правил подведомственности дел устанавливается подведомственность Конституционному суду РФ, судам общей юрисдикции, арбитражным судам, общественным организациям и третейским судам.
Подведомственность дел различным судам
Федеральная судебная система определяет компетенцию Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Каждый суд имеет право рассматривать строго те дела, которые отнесены законодательством к их компетенции.
Гражданский процессуальный кодекс относит к компетенции судов общей юрисдикции:
- споры, которые вытекают из семейных, гражданских, трудовых, земельных, жилищных и экологических правоотношений между гражданами, организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;
- дела, которые разрешаются в приказном производстве;
- дела, которые вытекают из публичных правоотношений;
- дела, относящиеся к особому производству и дела, в которых оспариваются решения третейских судов;
- дела, по которым должны быть признаны и приведены в исполнение решения иностранных судов и иностранные арбитражные решения.
Суды общей юрисдикции компетентны рассматривать все дела кроме тех, которые находятся в ведении арбитражных судов. Поэтому разграничение компетенции общих и арбитражных судов имеет важное значение.
Законодательство относит дела к компетенции арбитражных судов дела относятся по двум признакам:
- по экономическому характеру спора, который связан с осуществлением предпринимательской деятельности;
- по спорящим субъектам, которыми являются граждане-предприниматели и юридические лица.
Стороны в спорах, рассматриваемых арбитражными судами, представлены:
- организациями (которые являются юридическими лицами);
- гражданами-предпринимателями, имеющими статус предпринимателя и осуществляющими свою деятельность, не являясь юридическим лицом;
- в специально установленных законодательством случаях – Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями, государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами, которые не имеют статуса юридического лица и гражданами, которые не имеют статуса индивидуального предпринимателя.
Арбитражный суд компетентен рассматривать дела:
- об экономических спорах, возникающих из гражданских правоотношений;
- об экономических спорах, вытекающих из административных, налоговых, таможенных, финансовых правоотношений.
В ведении Конституционного Суда РФ находятся дела, по которым выясняется, соответствует ли Конституции РФ конкретный закон, нормативный акт, договор, заключенный между органами государственной власти или не вступивший в силу международный договор.