Почтовая регалия (от немецкого«Postregal», «Post-Regal») является исключительным правом правительства на содержание почтовых учреждений на всей территории государства. Такая привилегия государства в сфере почтового дела возникала, когда государство в общественных или политических интересах принимало в собственные руки почту либо ограничивало конкуренцию частного типа.
Сущность почтовой регалии
Одно из первых описаний почтовой регалии содержится в диссертации, посвященной федеральному закону Швейцарии о почтовой регалии и защищенной в 1894 году Юлиусом Отикером в университете Цюриха.
Учреждение почтовой регалии имело место потому, что лишь государство имеет возможность отрешиться от принципа доходности и ради всеобщего блага населения снижать почтовый тариф, хоть это и не дает ему коммерческой выгоды; лишь оно способно организовать почтовое сообщение в тех местностях, жители которых не могут окупить его.
Государству проще устанавливать единство почтовых тарифов на всей территории страны, состыковывать нужды почты с интересами пароходных предприятий и железных дорог. Лишь государство, в особенности конституционное, может надежно гарантировать тайну почтовой корреспонденции. От частного содержателя почты невозможно ожидать пожертвования для улучшения почтового дела, если они не видит в таких усовершенствованиях непосредственной собственной выгоды. По этим причинам почта и перешла окончательно в государственные руки.
История почтовой регалии
В истории права и истории почты идея введения почтовой регалии первоначально выдвигалась в конце 16 века, а в 17 веке она начала воплощаться в жизнь.
Первейшим из германских государей, которые учредили правительственную почту и признали за ней монопольное право, был великий курфюрст Фридрих Вильгельм в 1646 году. За ним последовали иные значимые имперские чины. Тогда же содержание почты начали рассматривать не лишь как право, но и в образе обязанности правительств.
В прошлом содержание почтовой регалии в каких-либо государствах было неодинаковым. В 1714 году в Пруссии вводилась обязанность для путешествующих в пользовании услугами почты («Postzwang»). Ещё в 1712 году такое же обязательство устанавливалось для закрытых писем, в 1715 году — для пакетов до 20 фунтов, в 1766 году — для пакетов до 40 фунтов.
Закон Пруссии от 05.06.1852 года устанавливал принудительное применение почты в целях пересылки денег, серебра, золота, драгоценных камней, пакетов до 20 фунтов и газет. Северогерманский почтовый закон от 02.11.1867 года ограничивал почтовую регалию только закрытыми письмами и политическими газетами, а пассажирскую перевозку делал при известных условиях свободной. Имперский закон от 28.10.1871 года уничтожал ограничения в сфере пассажирской перевозки.
В конце 19-го — начале 20-го века в Германии обязательная почтовая пересылка была распространена на политические газеты и закрытые письма, если газеты объявлялись чаще раза за неделю. Но частные лица не лишены права внутри местного округа в перевозке за вознаграждение предметов, подлежащих почтовой монополии. В Германии в связи с этим продолжили существовать учреждения по перевозке пакетов и городские почтовые учреждения.
В Швейцарии почта с 1848 года составила регалию союзного правительства и состояла в ведении департамента железных дорог и почт, который подчинял дирекции 11 округов. Почтовая регалия охватила все посылки весом менее пяти килограмм, а также обыкновенную пассажирскую перевозку.
В США почта, в соответствии с конституцией, представлялась регалией союзного правительства. Заведование ей сосредотачивалось в почтовом департаменте («Post Office Department»), главой которого являлся генерал-почтмейстер, входивший в состав Кабинета Президента США. Мексиканское почтовое дело, образуя регалию союзного правительства, вверялось министерству внутренних дел.
Перевозка газет, вне зависимости от их содержания, являла монополию государства в:
- Австро-Венгрии;
- Испании;
- Франции;
- Турции; и т. д.
В Люксембурге такая монополия была ограничена только политическими газетами. Государственная почтовая монополия включала перевозку деловых бумаг в Греции, Бельгии, Греции; печатных произведений — в Сальвадоре, России, Персии, Египте; товарных образцов — в Сальвадоре, Персии, Коста-Рике; денег — в России и Дании.
В некоторых государствах, к примеру, в США, государственная монополия в почтовом деле была сопровождена негативными последствиями, так как почтовые доходы некоторое время не могли покрывать расходы.
Произведенные академиком И.И. Янжулом расчёты показали, что расходы на содержание почтовых учреждений обычно поглощают до 2/3 от валового дохода, а часто и больше, так что чистый доход от почт повсюду не является весьма значительным. В Североамериканских Соединённых Штатах почта приносила убытки, который в 1883/84 годах достиг высочайшей суммы в пять миллионов долларов.
Высокая чистая доходность почт Англии обусловлена:
- небольшой протяженностью этого государства;
- развитием общественного разделения труда и вызванного этим обстоятельством увеличением численности корреспондентов;
- превосходным состоянием путей сообщения, вследствие чего пересылка корреспонденции обходилась необычайно дёшево.
В соответствии с мнением Янжула, развитие почтовой корреспонденции послужило одновременно степенью экономического развития и показателем уровня просвещения народа в данной стране. Он привел убедительные цифры по конкретным странам Европы, в которых отмечает, сколько перевозилось писем, газет и другой корреспонденции в расчётах на 1ё жителя в 80-е годы 19 века. Так, в Великобритании и Ирландии приходится шестьдесят две единицы; в Швейцарии – пятьдесят единиц; в Германии – тридцать шесть единиц; в России – три единицы. Расчеты красноречиво говорят, что, опасаясь народного просвещения, Российское правительство притормозило экономическое развитие государства и сократило доходность казны, получаемую от почты.