Правовые основы регулирования государственной власти
Правовое регулирование деятельности государственных органов представляет сферу общественных отношений по поводу деятельности государственных органов, урегулированию соответствующими нормами права.
Специальные юридические нормы и правила устанавливают правовую основу деятельности данной категории. При этом общественные отношения в данной сфере имеют особый предмет, что связано с функциями и полномочиями, которые возложены на государственные органы, его структурой и особенностью осуществления управленческой деятельности.
В качестве предмета правоотношения здесь выступают следующие категории:
- отношения между государством и обществом, гражданами, которые характеризуются управляющим воздействием на указанные субъекты;
- отношения по поводу предметов ведения и полномочий государства;
- отношения между людьми, которые вовлечены в систему государственного управления, например, государственных служащих.
Деятельность государственных органов опирается на государственное управление, которое определяется в качестве управляющего воздействия, основанного на организованности общества. Любые злоупотребления государственным управлением ведут к развитию произвола органов государственной власти, что негативно влияет на общество. Субъекты, которые осуществляют государственную власть, имеют комплекс обязанностей, предусмотренных действующим законодательством. Выход за данный комплект обуславливает произвол в данной системе.
Нормативные акты, регулирующие деятельность государственных органов
Правовое регулирование деятельности государственных органов основано на существующих нормах права, которые представлены следующими элементами:
- Конституция РФ;
- общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры;
- внутреннее законодательство, например, федеральные законы , подзаконные нормативно-правовые акты и так далее.
Указанные нормативно-правовые акты образуют нормативную базу, имеющую особую иерархическое построение, выполняющую ряд специфических функций в сфере регулирования деятельности органов власти, в частности, данные акты предусматривают полномочия отдельных органов власти, например, суда , прокуратуры, МВД и так далее.
Специфика регулирования деятельности органов власти зависит от того, какие функции выполняют органы власти. Так, например, судебная деятельность в большем смысле регулируются процессуальными нормами права. Деятельность высших органов регламентируется в основном нормами Конституции РФ. Принимаются также специальные законы, которые регулируют правовое положение каких-либо органов, например, Госдумы РФ.
В результате того, что деятельность определенных правовых органов регулируетсяся нормами права, они приобретают правовой статус. Правовой статус государственный орган представлен тремя элементами:
- системой органов власти в общей иерархии государственных органов, его природой;
- компетенцией органов, которая выражается в наличие совокупности управленческих функций и полномочий отношений отдельных субъектов права.
- закрепление в нормах права структуры государственного органа, его полномочий и функций.
В целом, правовое регулирование деятельности и полномочий государственных органов играет важную роль в определении места правового статуса конкретного дарственного органа в общей системе иерархии органов, путем нормативно-правового регулирования устанавливается место, полномочия, структура, права и обязанности субъектов, гарантии деятельности органа и так далее. В своей деятельности органы используют различные правовые методы, которые выражены в совокупности юридических приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения при реализации возложенных на них функций.