Правовое понятие реформ
Реформа представляет собой изменение правил в человеческой жизни, их преобразование, которое вводится законодательным путем.
Целью любой реформы является укрепление и обновления основ государства, однако проведение реформы далеко не всегда влечет за собой улучшение жизни общества, увеличение доходов или сокращение расходов. Реформа предполагает изменение в механизме функционирования объектов, что выражается в результате существенных изменений в данной сфере.
При этом нельзя путать понятие «реформа» и «модернизация». Первое представляет собой изменения устоявшихся процессов и традиций, например, отмена крепостного права. Модернизация представляет собой качественное изменение определенных сфер, например, введение инновационных технологий.
Реформа органов власти известна России на протяжении всего периода ее существования. Так, различные правители вводили свои реформы, упраздняя те или иные органы, создавая новые, придавая им новые функции. Так, по указаниями правителей создавались Боярская Дума, Приказы, Сенат, Коллегии, изменялась система Вооруженных Сил, правоохранительных органов. Создавались различные ведомства и структуры, так, например, неоднократную модернизацию претерпели органы прокуратуры РФ, которые создавались в условиях определенной модификации, то упразднялись, как, например, в Советский период.
Задачи реформы государственной власти
Любые реформы были направлены на качественное улучшение имеющихся государственных органов, их полномочия и структуры, так как деятельность многих на протяжении столетий доказывала свою неэффективность. Форма государственной власти играла положительный момент в регулировании государственного управления, так как, по сути, их целью должно являться создание такой конструкций государственного управления, которые было бы наиболее эффективными и устраивали общества. Однако далеко не все реформы вели именно к данному результату.
Важную роль здесь играет осуществление административных реформ, которые направлены на постепенное изменение системы и структуры государственных органов. Модернизация государственного управления предполагает осуществление действий по упрощению управления, нарастанию его эффективности, гласности, действий в сфере четкого определения ответственности каждого из субъектов государственного управления. При этом уточняются те задачи, которые стоят перед государственными органами, происходит их модернизация и усовершенствование, возможно перераспределение обязанностей между различными государственными органами для того, чтобы одни и те же структуры не выполняли одинаковые задачи, что является неэффективным.
Таким образом, при проведении реформ осуществляются следующие действия:
- ограничивается вмешательство государства в отдельные общественные отношения;
- исключается дублирование функций органов власти;
- развивается система экономики страны;
- модернизируются вопросы надзора и контроля, управления имуществом, претерпевает изменения сфера оказания госуслуг гражданам и юридическим лицам;
- разделяется обязанности между разноуровневыми органами власти, например, федеральными и региональными.
В результате проведения реформ создаются наиболее эффективные модели государственного управления, с учетом их соответствия действующим общественным отношениям. Необходимо, чтобы данная модель была актуальной и соответствующей действующим реалиям.
Таким образом, любая реформа представляет собой преобразование. Реформа государственной власти представляет собой ее модернизацию в различных сферах. Проведение реформ позволяет определить функции различных ветвей власти, определить эффективность государственных органов, выявить и упразднить избыточные государственные функции, определить систему и структуру органов государственной власти.