Жалобы и заявления граждан
Жалоба или заявление (ходатайство) — это обращение гражданина, направленное в соответствующий орган в письменной форме.
Основной Закон РФ гарантирует право граждан направлять индивидуальные, личные и коллективные обращения в государственные органы, иные инстанции и тем самым защищать и реализовывать свои и чужие законные интересы, права, свободу, принимать участие в управлении государством.
Заявление — это просьба лица об оказании содействия в реализации его свобод и прав, гарантируемых Конституцией, прав и свобод других граждан, или сообщение о нарушении нормативных правовых актов и законов, недостатках в деятельности должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления.
Жалоба — это просьба лица о защите или восстановлении его нарушенных законных интересов, прав, свобод либо законных интересов, прав, свобод других граждан.
Права граждан при рассмотрении их жалоб и заявлений в суде
Римские юристы много лет назад провозгласили, что «Правосудие — это основа государства». То есть государство, имеющее справедливую систему правосудия, может быть по-настоящему сильным в интересах граждан, которые его населяют. Властью является суд, обладающий полномочием творить правосудие, рассматривать заявления и жалобы граждан своего государства, которые заинтересованы в судебной защите по гражданским и административным делам. Перед судами стоит задача формирования механизмов, которые эффективно и оперативно реагируют на обращения граждан. Осуществление права на жалобу, заявление, другое обращение должно реализовываться так, чтобы не нарушать свободы и права других граждан.
При рассмотрении обращения граждан в суд могут реализовываться следующие действия:
- предоставляются дополнительные материалы и документы либо направляется обращение с просьбой об их истребовании;
- осуществляется ознакомление с материалами и документами, имеющими отношение к рассмотрению обращения, если это не затрагивает законных интересов, прав, свобод иных граждан и если сведения, содержащиеся в указанных документах, не составляют государственную либо другую охраняемую законом тайну;
- предоставляется в письменной форме ответ по существу вопросов, поставленных в обращении, за исключением предусмотренных законом случаев;
- осуществляется обращение с жалобой на решение, принятое по обращению, либо на действие или бездействие по рассмотрению обращения в суде или в административном порядке в соответствии с законами РФ;
- подается заявление о желании прекратить рассмотрение обращения.
Деятельность суда по рассмотрению жалоб и заявлений
В своей работе по рассмотрению жалоб и заявлений суд руководствуется Конституцией РФ, международными договорами РФ, законами Российской Федерации. Принятие обращения к рассмотрению в суде обязательно, то есть обращение граждан подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассмотрение жалобы или заявления происходит с выездом соответствующего органа на место.
Суд является государственным органом. Осуществляя правосудие, он:
- обеспечивает всестороннее, своевременное и объективное рассмотрение обращения, жалобы, заявления; в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;
- делает запрос (включая электронную форму) документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения в других государственных органах;
- принимает меры по защите нарушенных законных интересов, прав, свобод гражданина;
- дает письменный ответ по существу вопросов, поставленных в обращении;
- уведомляет гражданина о том, что его обращение направляется на рассмотрение в другой государственный орган.
Ответственный за организацию работы с жалобами, заявлениями, другими обращениями граждан, назначается приказом председателя суда. В зависимости от характера жалоб или заявлений, председатель апелляционного суда поручает проверку изложенных в них обстоятельств заместителям председателя апелляционного суда и другим руководителям структурных подразделений, работникам апелляционного суда.
В некоторых случаях, предусмотренных законом, решением председателя апелляционного суда может быть создана комиссия для рассмотрения обращения. До рассмотрения обращения исполнителями (членами комиссии) проводится проверка доводов. Коллегиями судей могут быть даны поручения о проведении проверок по обращению.
Председатель апелляционного суда или уполномоченное им лицо обязаны предоставить материалы и документы, необходимые для рассмотрения обращения в течение 15 дней согласно действующему законодательству. В случае, если по поставленным в обращении вопросам приняты необходимые меры, дан ответ заявителю в письменной форме либо по телефону, по электронной почте, либо устно на личном приеме, обращение считается рассмотренным.
В случае, когда гражданин, обратившийся в суд, письменно снимает с рассмотрения поставленные вопросы (отзывает заявление), то обращение не рассматривается, а его подлинник возвращается назад заявителю с сопроводительным письмом, при этом составляется соответствующая справка. В случае оспаривания решений и выводов суда заявителем, они могут быть рассмотрены согласно установленного законом процессуального порядка только вышестоящими судебными инстанциями. На возврат обращения заявителю дается семь дней со дня его регистрации с разъяснением порядка обжалования судебного акта.
В случае необходимости получения информации для решения поставленных в обращении вопросов от другого суда, копия обращения направляется в соответствующий суд в течение 7 дней со дня регистрации. Жалобы и заявления, поступившие в форме электронного документа либо в письменной форме на имя председателя апелляционного суда, рассматриваются данным судом. Ответ на обращение дается в форме электронного документа и направляется по указанному в обращении адресу электронной почты.
В случае установления при проверке, что обращение содержит заведомо ложные сведения, председатель апелляционного суда имеет право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении заявителя к ответственности.