Сословия Древней Индии
Развитие общественного, а впоследствии и имущественного неравенства, ознаменовавших разложение первобытнообщинного строя привело к формированию различных сословий – варн. При этом свободные граждане стали образовывать отдельные группы, принадлежность к которым определялась сходным имущественным и общественным положением, определенными обязанностями и правами.
Законы Ману определяли существование следующих варн:
- Брахманы, или брамины, двиджа, випра, бхусура - члены жреческих родов, высшей варны индуистского общества. Служили духовными наставниками в семьях высших и средних каст. В большой степени придерживались профессий и занятий, предусмотренных их варной. Из среды брахманов выходили жрецы, священнослужители, писари, писцы, ученые, чиновники и учителя. В эпоху феодализма большая часть представителей брамин стали судьями, землевладельцами, чиновниками.
- Кшатрии (раджан) – военная аристократия. Вторая по значимости варна в Древней Индии. В древнеиндийских государствах являлись правителями государств, профессиональными воинами, должностными лицами, землевладельцами. Для водворения порядка и законов, защиты слабых кшатриям были предоставлены особые права. Они могли наказывать вплоть до убиения невыполняющих правила поведения своего сословия. Все кшатрии должны были обладать определенными качествами: здоровое честолюбие, благонравие и благочестие, правдивость, развитый и острый ум, умелое обращение с оружием, выносливость и сила.
- Вайшьи – полноправные свободные общинники. К этой варне относились торговцы, землевладельцы, скотоводы, ростовщики и лавочники. Строго соблюдали правила в отношении еды. Старались во чтобы то ни стало избежать ритуального осквернения.
- Шудры - неравноправные члены общества, из них выделялись «чистые» шудры и низшие шудры. К касте «чистые» шудры относилась большая часть сельского населения. Во многих районах играли важную роль в решении политических и социальных вопросов. Все касты крестьян эндогамны, для них запрещены межкастовые браки. К низшим шудрам относились касты, чья деятельность носила исключительно специализированный характер: кузнецы, гончары, столяры, плотники, ткачи, винокуры, маслоделы, цирюльники, каменщики, кожевники, музыканты, мясники, мусорщики и др. Профессия передавалась по наследству.
Дхармах (специальные законы) описывали образ жизни для каждого сословия. Брахманы и кшатрии занимались государственным управлением. Вайшьи занимались скотоводством, земледелием, торговлей и ремеслом. Шудры подчинялись вышестоящим сословиям.
Со временем каждая варна становилась все более отделена от других варн, более замкнута, чему благоприятствовали:
- заключение браков только между представителями одного сословия – строгая эндогамность;
- поклонение одним богам;
- наследственно закрепленная, определенная профессия.
Строго запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивались смешанные браки. Наказание за убийство человека из того или иного сословия было разным определялось иерархией варн. За проступки членов низшей варны против члена высшей следовало более строгое наказание, нежели наоборот. Со временем, с переходом свободных общинников в зависимых крестьян, по значению вайшьи стали приближаться к шудрам, и высшие варны (брахманы и кшатрии) обособились от более «низких» слоев.
Община как неотъемлемый компонент Маурийского периода
В Маурийский период важнейшим компонентом общественного, социального и экономического строя выступала община, объединяющая большую часть свободных земледельцев. В отдельных местах встречалась родовая община. Но наиболее распространенной формой являлась сельская община.
Для общины были характерны старые общинные традиции и черты единого коллектива. На собраниях свободные жители решали разные вопросы управления. С течением времени в решении важных вопросов все большая роль отводилась главам деревень. Главу общины выбирали на собрании общинников, после чего утверждали государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя.
В общине присутствовало имущественное разделение:
- верхушка общины, в подчинении которой находились наемные работники и рабы;
- общинники, самостоятельно работавшие на своих участках;
- арендаторы - разорившиеся общинники, лишившиеся земли и орудий труда;
- самостоятельно работающие ремесленники, имеющие личные мастерские;
- ремесленники, нанимающиеся за определенную плату на работу.
Рабство в Древней Индии
В Древней Индии рабство отличается неразвитостью, параллельно с рабовладельческими отношениями могли сохраняться пережитки первобытнообщинного строя. Так, раб в Индии мог иметь собственность, семью, право собственности на получаемые дары, право на наследование. Раб не мог заключать собственные сделки, ему можно было заключать сделки исключительно в пользу хозяина. Если свободный, в силу наказания, становился рабом, то за ним сохранялись семейные, родовые и кастовые связи. Первыми наследниками после смерти раба были его родственники, и только при их отсутствии – хозяин.
Труд рабов не играл важной роли в экономике Древней Индии. В праве государства отсутствовало конкретное противопоставление рабов и свободных, поскольку варны заменяли собой собой общественные классы.
В соответствии с законами Ману выделяли определенные разряды рабов: военнопленные (захваченные под знаменем); рабы, рожденные в доме хозяина; рабы за содержание; купленные рабы; доставшиеся по наследству; подаренные рабы; рабы в силу наказания.
В древнеиндийском праве существовало законодательство, ограничивающее действия хозяина по отношению к рабам: нельзя было продать раба-ребенка без родителей. При использовании труда раба хозяин должен был учитывать его кастовое положение. На презираемых и тяжелых работах использовали преимущественно рабов из числа пленных, выходцев из варварских племен.
В Древней Индии существовала традиция возможного повышения статуса раба со временем или в лице последующих поколений.
Политико-религиозная концепция девараджи предписывала царю выполнение особых обязанностей (дхармы). Одной из основных обязанностей выступала охрана подданных. Наряду с основным налогом бали, который рассматривался в качестве платы царю за охрану подданных, существовали также многочисленные поборы в пользу центральной власти, а именно: «приношения плодов», торговые пошлины др. Древнеиндийские цари могли по своему усмотрению увеличивать налоговую ставку.