Меры социальной поддержки ветеранов
Социальная поддержка ветеранов — это часть социальной политики государства, направленная на оказание социальной помощи ветеранам, система мер по оказанию помощи ветеранам путем оказания денежных выплат (пенсий, пособий), предоставления льгот, необходимой информации, правозащиты и т. д.
Основные черты социальной поддержки ветеранов:
- финансирование за счет ассигнований из государственного бюджета;
- алиментарный характер правоотношений по предоставлению социальной поддержки;
- сочетание адресного и категориального (субъективного) принципов оказания социальной поддержки;
- разнообразие форм социальной поддержки (денежные выплаты, натуральные и нематериальные блага).
Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах» в статье 13 определяет систему мер социальной поддержки:
- выплата пособий и пенсионное обеспечение;
- ежемесячная выплата денежных средств;
- предоставление жилья;
- компенсация расходов на оплату коммунальных услуг и жилых помещений;
- оказание медицинской, протезно-ортопедической помощи.
Если ветеран имеет право на получение одинаковой формы социальной поддержки сразу по нескольким основаниям, то социальная поддержка может предоставляться по одному основанию (ветеран имеет право самостоятельно выбрать это основание). Социальная поддержка предоставляется следующим категориям ветеранов: инвалидам войны, участникам ВОВ, ветеранам боевых действий, ветеранам труда и др.
Социальная поддержка инвалидов войны
Меры социальной помощи инвалидам войны (ст. 14):
- льготы по пенсионному обеспечению;
- обеспечение жильем инвалидов ВОВ (за счет федерального бюджета), нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- внеочередная установка телефона в жилом помещении;
- первоочередное право на приобретение огородных и садовых земельных участков;
- преимущество при вступлении в жилищно-строительные, жилищные, гаражные кооперативы;
- компенсация оплаты коммунальных услуг и жилых помещений в размере 50%, включая оплату стоимость топлива лицам, проживающим в домах без центрального отопления;
- получение медицинской помощи, обеспечение протезами (исключение, зубные протезы), протезно-ортопедическими изделиями;
- использование ежегодного отпуска в удобное время, предоставление отпуска до 60 календарных дней без сохранения заработной платы;
- внеочередное пользование разными видами услуг организаций культуры, связи, физкультурно-спортивных организаций;
- внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли;
- внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;
- внеочередной прием в организации, предоставляющие услуги в полустационарной и стационарной формах, на дому.
Инвалидам войны I и II групп может предоставляться листок временной нетрудоспособности для лечения в санаторно-курортных организациях. Выплата пособий по государственному социальному страхованию производится вне зависимости от того, за чей счет и кем предоставлена путевка на лечение.
Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Проблемы реализации мер социальной поддержки ветеранов
Система социальной защиты ветеранов подразумевает проведение комплекса мероприятий, направленных на реализацию прав, гарантий, оказание социальной поддержки для обеспечения необходимого и достойного уровня жизни, активной деятельности, уважения и почета в обществе с учетом их заслуг по защите РФ, безупречной военной службы, государственной службы, продолжительного добросовестного труда.
В настоящее время в РФ нет единой информационной базы учета ветеранов боевых действий. Это не позволяет в полной мере проанализировать и оценить результаты государственной политики, направленной на социальную защиту ветеранов. Полные статистические данные позволили бы регулярно осуществлять анализ итогов социальной работы за отчетный период.
Многие проблемы в сфере социальной поддержки ветеранов существуют из-за разобщенности работы общественных формирований и государственных структур. Обладая полными статистическими данными, можно наиболее рационально распределять финансовые и материальные ресурсы и полномочия между формированиями и структурами, отвечающими за определенную сферу ветеранской политики. Поэтому сложно сформировать и реализовывать комплексную политику поддержки ветеранов, отследить результаты действия такой политики.
Постановлением Министерства труда № 69180 от 11.10.2000 г. была утверждена Инструкция, определяющая порядок и условия реализации льгот и прав ветеранов. Однако, не была установлена процедура предоставления ер социальной поддержки, а в основном были закреплены требования к удостоверениям ветеранов, предоставляемыми органами социальной защиты.
Закон о ветеранах (п. 7 ст.23.1) содержит нормы, определяющие денежные ежемесячные выплаты в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет выработку государственной политики, правовое регулирование в сфере социальной поддержки и здравоохранения. Данный порядок устанавливает Министерство труда (Приказ № 353н от 30.10.2012 г.). Для получения ежемесячной выплаты ветераны обращаются в территориальный орган Пенсионного Фонда по месту жительства (по месту фактического проживания) с документами и заявлением, подтверждающим статус ветерана. Денежная выплата назначается только после отказа ветерана от социальных услуг.
На практике, ветеран, получающий ежемесячную выплату и отказавшийся от социальных услуг, при обращении с просьбой оформить денежную выплату в более высоком размере (или по иному основанию) не сможет получать ее в год обращения в полном объеме без вычета стоимости социальных услуг. Этому препятствует правило Порядка предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан (п. 1.5.1), согласно которому возможность отказа устанавливается только на следующий год после обращения. Возможность распоряжаться ежемесячными денежными средствами для ветеранов ограничена, так как часть выплаты в принудительном порядке списывается на финансирование социальных услуг.