Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — это процессуальные действия, которые осуществляются уполномоченными лицами в процессе возбуждения и дальнейшего рассмотрения дел об административных нарушениях.
Меры обеспечения производства применяются для:
- установления личности правонарушителя;
- пресечения правонарушения;
- составления протокола о административном правонарушении (если его было невозможно составить на месте административного правонарушения);
- обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел о правонарушении, исполнения постановления, принятого по делу.
Меры обеспечения производства фактически служат выявлению, закреплению и применению по данному делу доказательств. Доказательства — это единство содержания и процессуальной формы, где отображены все сведения о фактах. Меры обеспечения производства по делам о правонарушениях всегда помещены в определенные процессуальные рамки и выступают процессуальными действиями. Порядок осуществления этих мер указан в статьях гл. 27 КоАП.
Протоколы мер обеспечения производства выступают источниками доказательств дел, касающихся административных правонарушений. Данным протоколом, объяснениями лица, совершившего правонарушение, показаниями свидетелей, потерпевшего, иными материалами и документами, устанавливаются все доказательства по делу.
Процессуальный порядок закрепления мер обеспечения производства важен для соблюдения прав субъектов производства, предусмотренных законом, устранения ситуаций нарушения законодательства, субъективизма должностных лиц, проводящих производство по делу.
Осуществление мер обеспечения производства
Осуществление мер обеспечения производства в отношении административных нарушений происходит или в процессе правонарушения, или уже после его совершения. В обоих случаях есть доказательства, которые помогают выявить, закрепить и применить их для верного и правильного рассмотрения дела относительно административного правонарушения.
Любые действия, облеченные в процессуальную форму, осуществляемые в процессе или после совершения правонарушения, способствуют обнаружению, выявлению и закреплению имеющихся доказательств. Развитие законодательства, которое регулирует производство, касающихся дел административного правонарушения, обязательно придерживается процессуальной регламентации значительного количества действий, реализуемых должностными лицами госорганов при обнаружении нарушений, пресечении таких действий, внесения их в объем мер обеспечения.
Законодатель в КоАП значительно увеличил количество процессуальных мер обеспечения производства по сравнению с ранее действующим, во многом усовершенствовал порядок применения.
Разновидности мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении
Уполномоченное лицо согласно ст. 27.1 КоАП в пределах своих полномочий может применять такие меры, как:
- административное задержание;
- доставление;
- личный досмотр;
- досмотр вещей и предметов, которые находятся на данном физическом лице;
- осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу территорий и помещений, а также имеющихся там документов и вещей;
- досмотр транспорта;
- изъятие документов и вещей;
- медицинское освидетельствование на опьянение;
- отстранение от управления транспортом;
- задержание и запрещение использования транспортного средства;
- арест транспортных средств, товаров и других вещей;
- временный запрет деятельности;
- привод.
Отдельные меры обеспечения производства имеют много схожих, близких в названиях с некоторыми административными наказаниями. Так, административное задержание (ограничение свободы лица, кратковременное), с одной стороны, и административный арест (нахождение правонарушителя в условиях изоляции) — с другой, административное выдворение из РФ лиц без гражданства, иностранных граждан.
К таким мерам обеспечения относятся: изъятие вещей, которые стали предметами или орудиями совершения административного правонарушения; документов, которые имеют важное значение в качестве доказательства по делу, конфискация или возмездное изъятие предмета или орудия совершения административного правонарушения.
Административные наказания и меры производства по административным правонарушениям, не взирая на внешнюю близость и схожесть в названиях, имеют много отличий по назначению, порядку осуществления и последствиям. Существует определенная близость и внешняя схожесть в названиях отдельных мер обеспечения производства в отношении административных правонарушений и административно-предупредительных мер. Так, законодательство в целях исполнения полицией своих обязанностей возлагает на нее право производить досмотр вещей, багажа, ручной клади, личный досмотр, производить досмотр багажа, ручной клади, личный досмотр пассажиров на воздушном транспорте и т.д. при наличии достаточной информации о том, что данные граждане имеют при себе боеприпасы, оружие, взрывные устройства и вещества, психотропные вещества, наркотические средства и др.
Согласно федеральному законодательству органы государственной СЭС в предупредительных целях имеют право проводить досмотр перевозимых грузов, транспортных средств, пищевых продуктов, продовольственного сырья. Федеральный конституционный закон, касающийся чрезвычайных положений, предусматривает меры, временные ограничения, носящие ограничительный характер и используемые в ситуациях чрезвычайного положения.
Уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти, на основании Закона о чрезвычайных ситуациях, имеют право:
- осуществлять досмотр вещей, личный досмотр граждан, их транспортных средств и жилища;
- изымать временно у организаций и граждан, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, оружие, ядовитые вещества и боеприпасы;
- изымать временно у организаций и граждан, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, учебную военную и боевую технику, радиоактивные и взрывчатые вещества и др.