Общая характеристика марксизма
Марксизм – это политическое, философское и экономическое учение, основанное К. Марксом и Ф. Энгельсом. В политической практике и общественной жизни присутствуют разные интерпретации марксистского учения, что связано с большим количеством различных политических партий и течений.
Политический марксизм – это разновидность социализма, наравне с социальным анархизмом, христианским социализмом, социал-демократией и демократическим социализмом.
В теории К. Маркса особую роль играют следующие положения:
- политическая экономика капитализма – учение о прибавочной стоимости;
- исторический материализм – материалистическое понимание истории;
- научный коммунизм – учение о диктатуре пролетариата.
Центральным звеном теории Маркса является концепция отчуждения человека от собственной сущности, продуктов своего труда, превращение его в капиталистическом обществе в отдельный элемент производственного процесса. Отчуждение рассматривается, как социальная структура, форма социальных связей, нетипичная для человека и господствующая над ним, разрушающая его личность и лишающая возможности творческого развития.
Последовательными этапами исторического процесса устранения отчуждения, присвоением человеком своей сущности через изменение общественных отношений, формирование общества без проявлений какого-либо диктата и подавления личности, развитие всестороннего человека осуществляется через отмирание классового государства, диктатуру пролетариата, классовую борьбу и построение коммунистического государства и общества.
Марксизм можно рассматривать, как:
- философское учение (исторический и диалектический материализм);
- учение, повлиявшее на научные концепции в политологии, социологии, экономике и других науках;
- политическое учение, указывающее на неизбежность социальной революции, классовой борьбы, на ведущую роль пролетариата в управлении государством, уничтожение частной собственности и товарного производства, установлению коммунистического общества, ориентированного на всестороннее развитие каждого человека.
Марксизм как модель государственной идеологии
К. Маркс и Ф. Энгельс проявляли двойственное отношение к демократии буржуазно-демократического, западного типа. В целом они признавали ценность института демократии (избирательное право, парламентаризм и др.), но указывали на ограниченность наличия только политической демократии. Они разработали концепцию «единой демократии», которая распространялась на политическую, экономическую и социальную сферы жизни общества.
В классической модели марксистской концепции государственного устройства основой является принцип «диктатуры пролетариата», сосредоточение всей полноты власти в руках трудящихся.
Ленинская теория марксизма доводит положения марксизма до абсолютизма, особенно вопросы, касающиеся государственно-политического устройства:
- отрицание буржуазной демократии, как принципа общественного устройства, как набора определенных политических институтов;
- диктатура пролетариата, возглавляемого партией «нового типа»;
- абсолютизация насилия.
Ленинская концепция марксизма – предельно идеологизированный вариант классического марксизма, предназначенный главным образом для использования в качестве политического оружия, для захвата и дальнейшего удержания власти. Идеологизация марксизма наиболее полно проявилась в роли «партии нового типа» - большевистской партии.
В классическом марксизме не присутствовало противопоставление конкретных политических задач (идеологии) и объективно существующих научных истин (теории) до полного господства одного над другим. Отличительной чертой идеологии марксизма является амбивалентность, то есть признание права на существование нескольких вариантов решения какой-либо проблемы. Выбор в пользу какого-либо выбора напрямую зависел от реальных экономических и политических факторов.
Идеология марксизма в Советском Союзе
После октябрьской революции 1917 года в России к власти пришли большевики. Взгляды Ленина в отношении идеологии носили четкий и недвусмысленный характер. Ленин полностью отрицал ценность и значимость буржуазно-демократических прав и свобод, возможность парламентского развития государства.
Более значительная степень идеологизации марксизма наблюдалась в конце 20-х – начале 30-х годов. В этот период марксизм как наука заменяется марксистской идеологией в ее предельной форме, в виде политического оружия, которое используется для удержания власти и политических противников.
В конце 20-х – начале 30-х годов идеологизация марксизма выражалась в 2 основных моментах:
- доведение до абсолюта принципов партии нового типа, харизматического лидерства, руководящей роли партии;
- идеологический контроль государства над наукой, применение принципов классового подхода и классовой борьбы ко всем научным дисциплинам.
В 30-х гг. наблюдается политизация философия, ее прямое подчинение господствующей власти, подавление политикой, диктат. Идеи классового характера философии доходят до признания диктатуры, «руководящей философии». Философия сводится к комментированию партийных решений, любое исследование объявляется оторванным от практики. Фактическое отождествление политики и философии приводит к «теоретическому ликвидаторству». Задача философии в середине 50-х гг. XX века сводится к популяризации в массах и комментированию последних решений коммунистической партии.
Непререкаемым и абсолютным лидером правящей партии становится И.В. Сталин, партия превращается в монолитный и сплоченный орган, контролирующий все стороны жизни общества. Марксистко-ленинская философия была объявлена универсальной наукой, которая позволяет решать любые задачи из разных сфер жизни общества.
Термин «марксизм-ленинизм» в Советском Союзе воспринимался как обобщенное учение В.И. Ленина, сохраняющего преемственность относительно к теории классиков марксизма, развивающей эту теорию в силу революционной практики большевиков, опыта построения социалистического государства, последующего экономического развития.