Основные тезисы марксистской теории
Марксизм – это философское, экономическое и политическое учение, основы которого были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Основные тезисы теории Маркса:
- Учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма);
- Исторический материализм;
- Научный коммунизм.
Центральный пункт данной теории – концепция отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждение человека от своей сущности, превращение его в часть производственного процесса. Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальной структуры, чуждой людям, властвующей над ними, отнимающей у них возможности творческого саморазвития и разрушающей их существо. В «Экономико-философских рукописях» 1844 года Маркс помещает проблему отчуждения в центр своего философского анализа капиталистического общества, а также рассматривает следующие положения:
- классовая борьба;
- диктатура пролетариата;
- отмирание классов и государств;
- строительство коммунистического общества, которое состоит из нескольких фаз и звеньев.
Марксизм рассматривают в качестве следующих категорий:
- Как философское учение (диалектический и исторический);
- Как учение, которое оказало влияние на научные концепции, науки;
- Как политическое течение, которое утверждает неизбежность борьбы между классами, неизбежность революции, обозначение ведущей роли пролетариата в революции, что ведет к уничтожению товарного производства и частной собственности. Марксизм также направлен на всестороннее развитие всех членов общества.
Маркс выступил против признания философии Гегеля, которая широко распространена в сегодняшней Германии, и объявил себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики. В своих ранних работах Маркс осуждал философию, с одной стороны, из-за ее умозрительного сознания, но с другой стороны, он настаивал на необходимости претворить философию в жизнь. Хорошо известен одиннадцатый тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы по-разному объясняют мир, но дело в том, чтобы его изменить».
Рисунок 1. Марксизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Диалектический материализм
Маркс и Энгельс не называли свое учение диалектическим материализмом, хотя именно этот термин употребляется в современной науке. К. Маркс и Ф. Энгельс полагали, что их учение - это "новый" метариализм, не имеющий аналогов, отличающийся от материализма европейских ученых и философов. Термин "диалектический материализм" ввел в употребление Г. В. Плеханов, а В. И. Ленин закрепил данное название за теорией марксизма-ленинизма.
Стоит отметить, что выражение «диалектический материализм» стали использовать как синоним словосочетания «марксистская философия», однако данная терминология не встречается ни в одной работе К. Маркса или Ф. Энгельса. Введение данного понятия связано с попыткой обобщить теории К. Маркса, Ф. Энгельса и Гегеля. которые неоднократно делались современниками. Попытка привести данные теории к общему знаменателю и повлияли на современное мировоззрение, а также введение современной терминологии. Так, К. Маркс рассматривал материалистическую диалектику не как сугубо философскую, а как общенаучный метод исследования, который он использовал в своих работах, например, в «Капитале».
Философия марксизма включает в себя учение о диалектическом процессе, выступающее в качестве концепции универсальности. Смысл данной теории заключался в трех положениях: переход от количественных изменений к качественным, отрицание отрицания и единство и борьба противоположностей, которые и сегодня изучают в философии, истории государства и права. Энгельс в своих работах говорил о диалектике как о законе мышления, подчеркивая, что он также является законом природы.
Марксизм и коммунизм
Маркс полагал, что коммунизм является закономерным этапом развития общества. Общество с развитием производства получает все больше ресурсов, что позволяет членам общества получить большее количество свобод и перейти на более высокую ступень общественных отношений.
Карл Маркс говорил, что развитие человечества должно осуществляться по спирали, приводя к отмене частной собственности среди и развитию средств производства. Чем выше развитие производственных мощностей государства, тем выше и уровень развития общества. В обществе существует конкуренция и вражда индивидов, однако это не вечные явления, а пережитки демократии, которую проповедали Т. Гоббс и Дж. Локк, а также представителями современного неолиберализма. Конкуренция - это признак первобытного общества, неполноценность, которая должна быть преодолена с развитием общества.
Таким образом, теория марксизма длительное время рассматривалась в СССР как единственно верная, отражающая действительность. Демократия представляла собой продукт государственности, буржуазного общества, а следовательно, она не могла принести гражданам свободу. Демократия рассматривается как феномен, а не как закономерная стадия развития общества. Маркс и Энгельс отрицали возможность существования демократии. Собственность, по мнению Маркса, могла породить социальное неравенство. Ее отсутствие – верный путь к равенству между людьми.
Некоторые сторонники Маркса, например Ленин, полагали, что демократия должна исчезнуть после перехода к коммунизму, однако как показало время, данная теория была ошибочной.