Легальность государственной власти
Легальность государственной власти — это самостоятельный политико-юридический процесс узаконивания власти, обладающий особым набором признаков (специфический субъектный состав, правовая основа).
Легальность относится к явлениям правового характера, она характеризует конкретный режим функционирования государственных органов власти. Субъектами легальности являются должностные лица, то есть служащие (государственные и муниципальные). Легальность обуславливает качественное состояние правоотношений в политике.
Особенности легальности государственной власти:
- наличие власти в государстве закрепляется соответствующими законами, актом, имеющим особый статус (Конституцией); функционирование власти в обществе обеспечивается и подтверждается правовыми и историческими традициями народа;
- имеющиеся способы формирования государственных органов власти официально закрепляются, в обществе действуют нормативные акты, которые конкретизируют и обеспечивают исполнение процедур, продекларированных в Конституции;
- механизмы формирования государственных органов власти, строго соответствуют юридической процедуре, нарушение этой процедуры ведет к конституционной ответственности;
- осуществляющие государственную власть должностные лица, обладая закрепленной законом компетенцией, действуют только в ее пределах; компетентность должностного лица обеспечивается гражданскими мерами общего порядка и мерами, обусловленными специальным статусом; такая система выступает гарантом исполнения полномочий должностными лицами и государственными служащими;
- должностные лица несут ответственность за действия, которые осуществляются в рамках должностных полномочий.
Зарождение процесса легальности власти наблюдается уже в родоплеменных сообществах, он связан с формированием первобытных мононорм.
Эволюционные уровни легальности:
- протогосударственный — деятельность самых ранних государственных образований по санкционированию обычаев, принцип легальности выделен еще недостаточно;
- государственный — формирование государством разветвленной системы права посредством нормотворчества, становление системы прецедентного права;
- конституционный — появление специальных форм нормативно-правовых актов, имеющих специфические признаки и цели.
Процессы легализации власти в разнородных обществах
Типы обществ, в которых проходят процессы легализации:
- рационалистские общества — преобладают формы рационального знания о процессах и явлениях окружающей действительности, развитая система позитивного права;
- традиционные общества — основное значение в регулировании общественных отношений отводится обычаям, традициям, религиозным течениям, которые основывались на вере, или опирались на личные качества конкретного лидера.
Процедуры легализации власти в каждом из вышеуказанных обществ обладает своими специфическими особенностями. В обществах рационалистического типа наблюдается тесная связь легитимности и легальности. Легитимной считается власть, которая получила на выборах или других процедурах формирования органов власти большинство голосов.
В обществах традиционного типа разграничиваются понятия легальности, как юридического соответствия государственной власти законом государства, и легитимности, как внутреннему одобрению ее населением в соответствии с их системой ценностей. Разграничение общества на типы имеет большое значение, так как появляется возможность оценить роль национального мышления в ходе легализации институтов государственной власти.
Легитимность государственной власти
Легитимность — это существенный признак государственной власти, признание ее населением страны.
Подходы в определении понятия легитимности:
- объективистский — легитимность является качеством подвластного субъекта, проявляющееся в его стремлении к признанию государственной власти;
- субъективистский — легитимность является качеством властвующего субъекта, его способность поддерживать веру подвластного в своей компетентности и необходимости, обеспечивать его убежденность в правильности принимаемых решений;
- интегративный — легитимность рассматривается, как содержание процесса взаимодействия сторон в отношениях власти, как его результат, характеризующий конкретные свойства каждой из них.
Сущность легитимности наиболее полно определяет интегративный подход, так как ее наличие, устойчивость, тип, масштаб и т.д. зависят от властвующего и от подвластного субъекта. Приписывание основной роли в формировании и обеспечении легитимности только одному из субъектов не соответствует истине.
Государственная власть проявляется в деятельности своих органов, это сила, основанная на осознании людьми своей зависимости от государства. Поэтому носителями государственной власти являются органы власти, все граждане, государство в целом. Реально власть может появляться только во властных связях и взаимоотношениях, так как легитимность проявляется как результат взаимодействия их сторон и в равной степени зависит от каждой из них.
Легитимность государственной власти можно определить, как свойство власти, возникающее в процессе взаимодействия органов власти и населения, результатом которого является признание населением существующей системы связей и отношений государственной власти.
Легитимность позволяет минимизировать использование государственного принуждения, обеспечить добровольность реализации подвластными субъектами добровольность реализации подвластными субъектами адресованных им властных предписаний.
Значение легитимности:
- поддерживает стабильность политической системы;
- обусловливает морально-этическую оправданность существующего порядка государственного властвования, добросовестность осуществления всеми субъектами взаимоотношений принципов и норм, гарантирующих этот порядок;
- предоставляет возможность для разрешения социальных противоречий цивилизованными способами.