Понятие и сущность судебной власти
Судебная власть — это разновидность государственной власти, осуществляемая судами РФ и вершащая правосудие (ст. 10, 11 Конституции).
Понятие «судебная власть» в конституционном смысле тождественно понятию «правосудие». Правосудие осуществляется посредством конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Судебная власть проявляет себя в правосудии. Основная функция суда, как независимого и самостоятельного органа государственной власти, - свершение правосудия.
Характерным признаком правосудия является осуществление от имени государства специальными органами – судами, через рассмотрение во время судебных заседаний уголовных, гражданских, административных и других дел в установленной законодательством процессуальной форме.
В России правосудие строится на конституционных принципах, которые отображают задачи и сущность демократического и правового государства. Судебная система РФ определяет границы осуществления судебной власти, устанавливается Конституцией и конституционными федеральными законами. В Конституции оговорено, что не допускается создание чрезвычайных судов.
Конституция РФ предусматривает образование:
- Конституционного Суда;
- Высшего Арбитражного Суда;
- федеральных судов.
Совет Федерации Федерального Собрания назначает судей вышеперечисленных судов. Это происходит по представлению Президента. Президент назначает судей федеральных судов в установленном федеральным конституционным законом порядке. Федеральные суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам, по делам административных правонарушений. В федеральную судебную систему включены Военные суды.
К судам субъектов Федерации относятся уставные(конституционные) суды, обладающие правом рассматривать вопросы о соответствии законов, нормативно-правовых актов региональных и республиканских органов государственной власти конституциям республик, уставам автономных округов, автономной области, областей, краев. Решения таких судов не может быть пересмотрено Конституционным Судом. В систему арбитражных судов входят: Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды, арбитражные суды субъектов.
Независимость судебной власти
Суды являются органами публичной власти, в отправлении правосудия они независимы и самостоятельны. Финансирование судов проводится исключительно из федерального бюджета, оно должно обеспечить возможность независимого и полного осуществления правосудия согласно федеральным законам. Это необходимо для того, чтобы оградить суды от местных воздействий, создать условия для их независимости и самостоятельности, предоставить судам одинаковые условия материально-технического обеспечения правосудия.
Важным критерием независимости и самостоятельности судебной власти является независимость судей, их подчинение исключительно Конституции и федеральному закону.
Законодательство России предусмотрело ряд правовых гарантий независимости судей:
- осуществление процедуры правосудия исключает внешнее воздействие на судей (в совещательной комнате при вынесении решения могут находиться только судьи);
- преследование любого законного вмешательства в деятельность по реализации правосудия;
- несменяемость судьи, стабильное сохранение занимаемой должности;
- освобождение судей от обязанности нести отчет о своей деятельности перед кем бы то ни было;
- приостановление или прекращение полномочий судьи по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.
Уголовное законодательство предусматривает, что в отношении судьи дело может возбудить только Генеральным прокурор РФ (или лицо, исполняющее его обязанности), при наличии согласия квалификационной коллегии судей. Только с согласия коллегии судью могут подвергнуть приводу, заключить под стражу, привлечь к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого. Заключить судью под стражу можно только при наличии санкции Генерального прокурора (лица, исполняющего его обязанности), по решению суда.
Особенности судебной власти
Основные особенности судебной власти:
- судебная власть может осуществляться только судом, она обособлена от законодательной, исполнительной, президентской ветвей власти;
- производится через монопольное сосредоточение судебных органов в рамках системы, что исключает возможность перераспределения полномочий власти с другими государственными органами;
- правосудие представляет собой прямое соединение права и власти, соединение, обуславливающее власть в строгих рамках права и право, осуществляющее себя во власти.
Суд считается правоохранительным органом государства в той степени, в какой выполняются установки и предписания закона. «Правоохранительная» функция суда сводится к соответствию какого-либо акта закону (следованию данного закона). Суд, установив несоответствие закону, может вынести постановление (частное определение), обратить внимание соответствующего органа на необходимость привести акт в соответствии с законом (или отменить его). Суду для восстановления нарушенных прав и свобод человека необходимо исходить из содержания и смысла соответствующих свобод и прав. Правоприменительность суда предполагает буквальное и подлинное применение права.
Суд может применять Конституцию, как акт прямого действия, если:
- закрепленные Конституцией положения не нуждаются в дополнительной регламентации, не содержат указания на применение федерального закона, который регулирует обязанности, права, свободы и человека, при условии его принятия;
- суд посчитал, что принятый после вступления в силу Конституции федеральный закон находится в противоречии с соответствующими ее положениями;
- закон (или иной нормативно-правовой акт), принятый по предметам совместного ведения субъекта Федерации и РФ, противоречит Конституции, и отсутствует федеральный закон, который должен регулировать соответствующие правоотношения.