История разработки и создания Конституционной Хартии Пруссии
Конституционная Хартия Пруссии – это Конституция Пруссии, принятая в 1850 году и отображающая государственное устройство страны в то время.
В большинстве государств Германии к середине ХIХ века уже были приняты конституции. Пруссия была одним из тех государств, которые не спешили с созданием конституции, так как не хотели ограничивать свою власть из-за конституции.
После революции 1848 года прусский король дал согласие на выборы в Национальное собрание. Собрание было избрано открытыми и двухстепенными выборами – куриальной системой. Избиратели – мужчины делятся на три курии. К первым двум куриям относились крупные налогоплательщики, к третьей – все остальные избиратели. Каждая курия могла выбрать одинаковое число выборщиков. Выборы давали необходимый для правительства результат – 250 членов собрания (из 350) были чиновниками. Именно они начали разработку новой Конституции.
Проект конституции был подписан королем и вступил в силу 31 января 1850 года. Новая конституция носила название «Конституционная хартия Пруссии».
Структура Конституционной Хартии Пруссии
Конституционная хартия Пруссии имела много схожего с Конституционной Хартией Франции 1814 года. Ее структуру составляли 111 статей, разбитых на ХI титулов.
Основные положения титулов:
- Права граждан имели определенную ограниченность. Принцип свободы собраний реализовывался только в закрытых помещениях. Таким образом, тот, кто не имел достаточно финансов, не мог нанять помещение и, следовательно, не мог проводить собрания.
- Неприкосновенность тайны переписки. Закон устанавливает ограничения, необходимые в случаях войны и при уголовных преследованиях.
- Все мужчины - граждане Пруссии несли воинскую повинность. Способ и объем отправления воинской обязанности определяется законом. Вооруженные силы могли применяться для подавления внутренних беспорядков.
- Проведен принцип разделения властей. Одни авторы считают, что в целом форма правления имела вид абсолютной монархии, «отягощенной» парламентскими формами. Другие – отрицали наличие абсолютной монархии, подчеркивая исключительное положение королевской власти.
- Перед законом все равны. Уничтожены сословные преимущества. Общественные должности стали всем способны.
- Гарантировалась личная свобода. Только закон определял формы и условия, при которых были допустимы ее ограничения.
- Любое жилище неприкосновенно. Домашние обыски, вторжения в жилище, арест бумаг и писем может производиться только в формах и случаях, предусмотренных законом.
- Не могут применяться наказание конфискацией и гражданская смерть.
- Неприкосновенны публичное или домашнее отправления религиозных церемоний, образование религиозных обществ, свобода религии. Пользование гражданско-политическими и гражданскими правами независимо от вероисповедания.
- Свобода науки и преподавания и многое другое.
Государственное устройство по Конституционной Хартии Пруссии
Король являлся неприкосновенной личностью (ст. 43). Он:
- обладал полнотой исполнительной власти (ст. 45) – назначал и смещал премьер-министра, чиновников, обнародовал законы, издавал распоряжения, необходимые для исполнения законов;
- являлся главнокомандующим армией, объявлял войну (ст. 46, 47);
- обладал правом подписывать договоры с иностранными правительствами;
- имел законодательную власть, которая осуществлялась совместно с обеими палатами (ст. 62); при принятии законов были необходимы и согласие палат, и короля;
- обладал правом законодательной инициативы, правом вето на законопроекты, предложенные в одной сессии парламента (ст. 64).
Законодательной властью и законодательной инициативой обладали верхняя и нижняя палаты - Палата господ и палата депутатов соответственно (ст. 62).
Палата господ наполовину назначалась, а наполовину избиралась. В 1852 году О. фон Бисмарк предложил, чтобы Палата господ назначалась наследственно или пожизненно и в 1853 году этот план был реализован. С 1854 года верхняя палата по королевскому указу составлялась из совершеннолетних князей, принцев крови иных высокопоставленных лиц (ст. 62–68).
Палата депутатов состояла из 433 членов, которые избирались избирателями трех курий. Выборщики должны были соответствовать ряду требований: возраст – не менее 25 лет, уплачивать определенного размера государственный налог.
Палата господ была противовесом Палате депутатов. Только верхняя палата могла принимать или отвергать целиком бюджет. Король мог созывать палаты и закрывать их сессии (ст. 51), распускать одну или две палаты. При этом правление без парламента не могло продолжаться более чем 90 дней. В отдельных случаях, правительство могло принимать распоряжения, которые не противоречили Конституции, даже если палаты не заседали, на одобрение ближайшей сессии двух палат.
Судебная власть принадлежала судьям, которые назначались от имени короля и являлись достаточно независимыми. Судьи назначаются пожизненно, своей должности они могли быть лишены на основании судебного решения, или по причинам, установленным в законе (ст. 87). Для рассмотрения уголовных преступлений был введен суд присяжных. За правительством оставалось право определять, какие составы преступлений рассматривать.
Принцип разделения властей проводился лишь формально. Король уступил немногочисленные свои полномочия. В тоже время в полном смысле этого слова абсолютной монархией Пруссия уже не являлась. Власть короля ограничивалась в отношении его подданных. Он частично поступился судебной властью, предоставив ее несменяемым и пожизненным судей.
К абсолютному монарху приближают короля области законодательной и исполнительной власти. Согласно ст. 108 члены верхней и нижней палат, все государственные чиновники должны были приносить присягу соблюдению Конституции, повиновения и верности королю.
Конституционная Хартия Пруссии отображает переходную форму правления от абсолютной монархии к дуалистической