Особенности коммерческого права
Коммерческое право — это комплекс правовых норм, с помощью которых регулируются общественные отношения, возникающие при осуществлении предпринимателями торгово-посреднической и торговой деятельности. Торговое (коммерческое) право выступает отдельной отраслью частного права. Это право регулирует построенный на частных началах торговый оборот, выступающий частью гражданского имущественного оборота.
Торговое право (в частности, международное) — это право, ориентированное на обслуживание потребностей и интересов лиц, включенных в торговую деятельность.
Термин «торговое право» в советское время означал правовое регулирование деятельности торговых организаций — оптовых баз материально-технического снабжения, оптовых ярмарок, предприятий розничной торговли и т.п.
Коммерческое право в системе правовых отношений
Выполнение коммерческим правом поставленных перед ним задач состоится при следующих условиях:
- максимальное приспособление к изменяющимся процессам и условиям торгового оборота;
- немедленное реагирование на потребности торговли.
В состав коммерческого права включены правила и нормы регулирующие торговую деятельность и предопределяющие поведение коммерсантов. В коммерческое право включены компоненты, которые определяют смысл и сущность правового регулирования поведения субъектов:
- нормы права, которые регулируют торговую деятельность;
- правовая деятельность — нормы коммерческого права, их создание, внедрение, реализация и применение с учетом характеристик и свойств деятельности в сфере торговли;
- цели и задачи правового регулирования, реализации торговой деятельности.
Цели, задачи, субъекты коммерческого права
Цели и задачи коммерческого права:
- необходимость обеспечения законных интересов и прав граждан-потребителей;
- непрерывное расширение ассортимента товаров, которые в наибольшей степени удовлетворяют запросы потребителей;
- развитие современного передового производства товаров и др.
Коммерческое право в единстве всех компонентов существует самостоятельно, не имеет аналогов, представляет собой самобытное подразделение отечественной системы права.
Коммерческое право в своей нормативной части содержит нормы права, регулирующие возникающие отношения исключительно между юридически равными субъектами. Это свободные, частные, автономные отношения, которые не основываются на подчинении и власти, в отличие от институтов гражданского права (государственная регистрация юридических лиц, опека, выдача патентов и др.), и включают в себя решения административных органов.
Субъекты торгового права — профессиональные коммерсанты. Поэтому у коммерческого права нет необходимости выполнения функций по защите явных более слабых субъектов оборота, что позволяет оперировать началом свободы договора в более широких границах по сравнению с гражданско-правовыми договорами. Субъекты коммерческого права имеют права и обладают способностью исполнять юридические обязанности, которые возникают из коммерческих (торговых) отношений, несущие самостоятельную имущественную ответственность и участвующие в торговом обороте.
Субъекты коммерческого права России:
- индивидуальные предприниматели;
- юридические лица;
- специальные субъекты права.
Специальные субъекты коммерческого права — это особая группа организаций, принимающих участие в торговой деятельности и являющихся организаторами товарного рынка. Участие специальных субъектов коммерческого права в сфере торговой деятельности заключается в создании возможностей и условий для совершения торговых операций другими лицами, а не в совершении сделок. Организаторы товарного рынка, как субъекты коммерческого права, способствуют и благоприятствуют развитию торгово хозяйственных связей и коммерции, формированию рынков.
Организаторы товарного рынка объединены в две группы: специальные субъекты товарного рынка, создающие условия и возможности для операций другим лицам, которые непосредственно не участвуют в заключении и совершении сделок; индивидуальные предприниматели и торговые организации, непосредственно занимающиеся заключением сделок.
Специальные субъекты товарного рынка включают: товарные биржи, формирующие оптовый рынок в виде публичных и гласных торгов, которые проводятся по определенным законодательством правилам и в определенном месте; валютные биржи; фондовые биржи; ярмарки - выставки; торгово-промышленные палаты.
К индивидуальным предпринимателям и торговым организациям относятся независимые посредники, действующие от своего имени и за свой счет дилеры — профессиональные участники рынка ценных бумаг; торговые дома — многопрофильные организации, которые строятся как объединение юридических лиц или единое юридическое лицо, и занимаются производственной и складской деятельностью и торговлей; трейдеры или работники брокерской фирмы, исполняющие заказы на куплю-продажу ценных бумаг, непосредственно участвующие в биржевой торговле; особый вид специализированных посредников в стране-импортере - стокисты, осуществляющие экспортно-импортные операции на основе специального договора о консигнации (комиссии); посреднические организации, в качестве основного вида деятельности оказывающие услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю (дистрибьюторы).
Принципы коммерческого права:
- признание равенства участников торговых или коммерческих отношений;
- неприкосновенность собственности;
- свобода договора;
- недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела предпринимателя или коммерческой организации;
- свободное осуществление гражданских прав субъектами коммерческого права;
- свободное перемещение на всей территории финансовых средств услуг и товаров;
- обеспечение восстановления нарушенных прав участников коммерческих отношений;
- защита в суде нарушенных прав.